Премия Рунета-2020
Калининград
+7°
Boom metrics
Общество9 августа 2013 10:45

Политолог Сергей Уткин: «У Калининграда в Евросоюзе неоднозначная репутация»

"Комсомолка" пообщалась с заведующим отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Российской академии наук.
Наш регион может воспользоваться кризисом в Европе, чтобы развиваться более интенсивно

Наш регион может воспользоваться кризисом в Европе, чтобы развиваться более интенсивно

В Балтийском Федеральном университете имени Канта продолжает работу летняя школа «Россия и ЕС: юридические и политические аспекты международного сотрудничества». На днях заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа Российской академии наук Сергей Уткин прочитал здесь цикл лекций на тему «Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС и сотрудничество с Россией». «Комсомолка» не упустила возможность задать несколько вопросов авторитетному эксперту.

О КРИЗИСЕ В ЕВРОСОЮЗЕ

- Сергей Валентинович, Европейский союз сегодня переживает экономический, а в некотором отношении и политический кризис. Калининградцев, проживающих в самом центре континента, по идее, это касается больше, чем остальных россиян. Как, по-вашему, происходящее в ЕС может отразиться на нашем регионе?

- Даже на фоне тех пессимистических оценок состояния европейских экономик, что нам приходится регулярно слышать, уровень жизни и качество производства в Европейском союзе остаются чрезвычайно высокими. Уверяю вас, многие страны мира мечтают достичь такого же положения в экономике, ну а потом уже можно и смириться с временной стагнацией. Конечно, ЕС делает все возможное для того, чтобы преодолеть экономические проблемы. Но уже достигнутый им потенциал можно считать вполне комфортной «подушкой безопасности». Даже если последует некоторый провал, Евросоюз все равно не опустится до уровня тех государств, что сегодня стремятся с ним сравниться. Если исключить совсем уж катастрофические, а потому маловероятные, сценарии, то для Калининградской области эту ситуацию можно считать отличным стимулом для собственного развития. Который, правда, еще нужно суметь должным образом использовать. То есть, выстроить модель, позволяющую эффективно развиваться не только потому, что регион является частью России, но еще и в силу его непосредственной близости к столь мощному экономическому объединению, как ЕС. Нужно только позаботиться о том, чтобы процесс носил взаимовыгодный характер.

ОБ ОСОБОМ СТАТУСЕ

- Калининградцы, которые в отличие от прочих соотечественников заметно ограничены в поездках даже на территорию метрополии, имеют право на особый статус и связанные с ним привилегии со стороны Евросоюза, или, все-таки, должны быть на равных с жителями других регионов РФ?

- Думаю, что большинство из вас успели обзавестись загранпаспортами. К слову, то, от чего во всей России, по-моему, стоит отказаться - так это от внутреннего паспорта в нынешнем виде. Его замена на пластиковые карточки с электронным чипом уже активно обсуждается. Получить паспорт для зарубежных поездок должно быть возможным буквально в течение одного дня. В других странах такая система успешно функционирует, должна внедряться и у нас. Здесь есть, над чем работать. Но это работа в интересах граждан всей страны, равно как и переговоры о безвизовом передвижении с ЕС, и я, даже понимая специфику калининградских проблем, не представляю, чтобы существующая в России система принятия решений предоставила бы вашему региону какой-то особый режим. К тому же, я не исключаю, что приемлемый результат в продолжающихся переговорах о возможности безвизовых поездок между ЕС и РФ может быть достигнут даже раньше, чем если бы Россия начала переговоры с Евросоюзом насчет привилегий в данном отношении для калининградцев. У вашего региона в ЕС, хочу заметить, неоднозначная репутация. Так что, те озабоченности европейцев, которые они высказывают в процессе переговоров с РФ, в случае с Калининградской областью все равно никуда не делись бы. Не надо представлять ситуацию так, будто ЕС уже сегодня готов пустить на свою территорию калининградцев, и только злые российские чиновники этому препятствуют.

О БАЛТИЙСКОМ ГОНКОНГЕ

- Одно время среди калининградцев была весьма популярна идея о том, что область может сыграть роль эдакого моста между Россией и Евросоюзом. Теперь эйфория заметно поутихла, и все же - насколько реально это на самом деле?

- Я не люблю метафору моста, поскольку она уже изрядно девальвирована. Какую страну, какой регион мира ни возьми - при желании его можно считать мостом между чем-то и чем-то. Украина, например, также склонна позиционировать себя эдаким мостом между Россией и ЕС. Вообще, говоря о «мосте», подразумевают, что у региона имеются определенные возможности. Но ключевой вопрос - каким образом их можно использовать. В случае с Калининградской областью достичь конкретных решений, которые были бы интересны и России, и Евросоюзу, не так просто, как кажется. Помнится, обсуждалась возможность создания здесь зоны, подобной Гонконгу - с максимально либеральным экономическим законодательством, которое могло бы обеспечить быстрый подъем.

Сергей Уткин

Сергей Уткин

- Как же, помню - «Гонконг на Балтике»!

- Но ведь и сегодня ваша область очень далека от того, чтобы даже просто встать на такой путь. На мой взгляд, это как раз одна из тех проблем, которые необходимо обсуждать в ходе переговоров между РФ и ЕС, а еще важнее – в ходе межведомственных и экспертных консультаций в самой России. Чтобы эта и ей подобные идеи, после того как вспыхивают и некоторое время искрят, в итоге не уходили в никуда.

- А придание Калининградской области особого статуса, назови это хоть «заморской территорией», хоть «особой экономической зоной» - не важно, может как-то помочь?

- Здесь много зависит от состояния российского законодательства и того, как оно сможет в ближайшем будущем развиваться. Не так давно журналисты одного из авторитетных изданий предприняли поездку по нашим свободным экономическим зонам. Впечатления, надо заметить, были смешанными. Где-то отмечен явный прогресс, где-то - что называется, 50 на 50, ну а где-то и вообще ничего не получилось. Это вопрос, скорее, к экспертам по ОЭЗ, я же этой проблемой плотно не занимался.

О НЕПОТОПЛЯЕМОМ АВИАНОСЦЕ

- Существует и такое мнение, что более тесному сотрудничеству ЕС и РФ в Калининградской области мешает большое количество дислоцирующихся здесь частей и подразделений Вооруженных сил РФ. Насчет «моста между Европой и Россией» вы уже высказались, а как вам термин «непотопляемый авианосец России на Балтике»?

- Тоже не очень нравится, какой-то он агрессивный. Что до присутствия здесь российских военных, на мой взгляд, это не является каким-то очень уж большим препятствием для европейско-российских контактов. Хотя, конечно, Евросоюз беспокоит возможность развертывания в регионе дополнительных вооружений. Ракетные комплексы «Искандер» уже стали какой-то «страшилкой» для европейцев, хотя далеко не все из них вообще понимают, о чем речь. Просто сегодня наше военное строительство недостаточно прозрачно даже в той своей части, которая, в принципе, не исключает намного большую открытость. Сложившаяся система не предполагает подробного информирования общества и журналистов. «Мы делаем, что нам необходимо, и не обязаны отчитываться перед кем бы то ни было», - дают понять российские военные. Между тем, по крайней мере, в этой области отношений с объединенной Европой «транспарентность» - ключевое слово. Вопрос даже не в количестве войск, а в том, чтобы всем было понятно, какие задачи они решают. Если, конечно, это не относится к государственным секретам. К сожалению, наши военные пока больше стремятся продемонстрировать европейским политикам мощь Российской армии, нежели обозначить перспективы обоюдовыгодного взаимодействия в вопросах обороны и безопасности.

О ГРАНИЦАХ

- В своей статье «Будущая карта Европы» вы достаточно подробно рассматриваете варианты изменения границ стран ЕС. Существует ли возможность того, что это может затронуть и российский эксклав на Балтике? Ведь с давних времен здесь популярен анекдот о том, что в Калининградской области оптимисты изучают немецкий язык, пессимисты - литовский, а реалисты - автомат Калашникова.

- Я слышал вариант с английским и китайским языками, но тут, видимо, местная специфика. Честно говоря, я не верю в какие-то грядущие изменения границ, которые смогут затронуть Калининградскую область. Для подобного развития событий нет предпосылок. К слову, магическое значение границ - это во многом представление прошлых веков, от которого нужно отходить. Необходимо практиковать более утилитарный, если хотите, подход. Не передвигая туда-сюда какой-то во многом условный рубеж, а устраняя барьеры, которые мешают людям жить. В идеале любая европейская граница должна позволять государству осуществлять свои функции, но при этом не быть обременительной для граждан, ее пересекающих. Тем более, современные технологии сделать это вполне позволяют. Гораздо целесообразнее подумать над количеством пунктов пропуска, их оптимальным расположением и улучшением их работы, нежели стремиться по-новому закрашивать карту Европы в разные цвета.