Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество11 сентября 2013 22:00

Могли ли итальянские диверсанты взорвать линкор «Новороссийск»?

Признание, сделанное 90-летним итальянским ветераном Уго Д'Эспозито, вмиг стало сенсацией
Линкор «Новороссийск».

Линкор «Новороссийск».

Еще бы: бывший боевой пловец 10-й флотилии ВМС Италии рассказал, что именно это диверсионное подразделение взорвало в 1955 году в Севастополе линкор «Новороссийск». Официально считается, что корабль подорвался на старой немецкой донной мине, однако эта версия до сих пор вызывает споры. Так можно ли доверять словам старого диверсанта?

ЧТО ПРОИЗОШЛО В СЕВЕРНОЙ БУХТЕ?

Мощнейший взрыв, случившийся в полвторого ночи

29 октября 1955 года в Севастополе, разбудил город. Многие подумали, что снова началась война, и выбежали на улицы. Увиденное потрясло: самый мощный на то время боевой корабль СССР, линкор «Новороссийск», был окутан дымом, заваливаясь набок... Как установит комиссия, взрыв, произошедший под правой носовой частью корабля, был эквивалентен 1000 - 1200 кг тротила.

- Проснулись от сильного толчка, - вспоминает тот кошмар бывший зенитчик корабля, а ныне председатель совета ветеранов линкора «Новоросийск» Виктор Салтыков. - Объявили тревогу, мы расчехлили нашу зенитку, зарядили орудие боевыми и вели наблюдение за воздухом. Потом увидели, что творится в носовой части: огромная дыра, восемь палуб, две из которых бронированные, - все это вынесло наверх. Много погибших и раненых было, кругом кишки, кровь... Всех выживших потом опросили и приказали молчать.

Борьба за живучесть корабля продолжалась всю ночь, но тщетно: в 4 часа 14 минут «Новороссийск» опрокинулся, а к вечеру того же дня затонул. В той трагедии погибли 617 советских моряков. Весной 1957 года корабль был поднят и отправлен на металлолом.

ЧТО УЗНАЛА КОМИССИЯ

Правительственная комиссия по расследованию трагедии под руководством зампредседателя Совмина СССР Вячеслава Малышева пришла к выводу: вероятнее всего, причиной взрыва стала немецкая донная мина, которую в свое время не выловили. Мол, «Новороссийск» зацепил ее якорем, после чего активизировался механизм, который ночью и привел ее в действие.

При этом комиссия выявила немало интересных наблюдений: «Неудовлетворительная организация охраны водного района не исключает проникновения в бухту подводных диверсантов», в результате «плохого контроля со стороны штаба флота в последние месяцы... боновые ворота не закрывались», шумопеленгаторная станция 28 октября не работала, а большой дозорный охотник, который должен охранять вход в бухты, рано утром 28 октября был снят с дозора и вернулся на место лишь за

14 минут до взрыва... Позже обратили внимание еще на одну странность: все итальянские корабли покинули Севастополь до 29 октября. Все это и породило другую устойчивую версию: что никакой мины не было, а линкор уничтожили итальянские диверсанты...

«Некоторые из нашей флотилии не хотели, чтобы корабль был передан русским. И сделали все возможное, чтобы потопить его», - рассказал под конец жизни итальянским СМИ старый диверсант.

«Некоторые из нашей флотилии не хотели, чтобы корабль был передан русским. И сделали все возможное, чтобы потопить его», - рассказал под конец жизни итальянским СМИ старый диверсант.

БАЗА ДИВЕРСАНТОВ БЫЛА В КРЫМУ

В начале 50-х по Италии прокатилась волна возмущения. Дело в том, что вплоть до 1949 года линкор принадлежал итальянским ВМС и гордо назывался «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), а СССР достался в счет репараций. Сам факт передачи корабля считался позором, пресса и политики в открытую призывали вернуть или уничтожить красавец линкор, служить на котором было великой честью для тамошних аристократов. Тогда же и появилась цитата легендарного Валерио Боргезе, в годы войны командовавшего 10-й флотилией штурмовых средств - подводными диверсантами, в свое время уничтожившими не менее 20 кораблей: он по-обещал приложить все усилия для прекращения унижения. Тем более что в годы войны база его боевых пловцов располагалась в Крыму и все бухты диверсанты знали как свои пять пальцев.

Позже всплывали и другие рассказы. В середине 2000-х известный офицер-исследователь Октябрь Бар-Бирюков вспоминал, как в США встретился с бывшим советским офицером-эмигрантом. И он поведал ему такую историю: в 1997 году того пригласили отметить американский день победы. Среди гостей был некий Николо, офицер-подводник, который прекрасно говорил по-русски и рассказывал о Крыме, где базировался его отряд подводных диверсантов... Во время следующей встречи Николо вдруг спросил: известно ли его русскому другу о взрыве «Новороссийска»? А следом показал фото, на котором были он и еще семь диверсантов. По его словам, это и были те, кто уничтожил линкор. Он выдал немало деталей (см. схему): как пришли, как ставили заряды, как ушли обратно... А теперь вдруг еще одно признание... мина маловероятна?

Впрочем, сомнения в немецкой мине существовали и без «итальянской версии». Известно, что после войны место, где взорвался «Новороссийск», неоднократно тралилось. На злополучные якорные бочки № 3 «Новороссийск» становился 10 раз, линкор «Севастополь» - 130 раз, и ничего. Правда, после взрыва было обнаружено еще несколько забытых немецких мин из 42-го, однако все они были в нерабочем состоянии. Спецы рассчитали: за такой срок аккумуляторы указанной в отчете мины должны были полностью разрядиться. Кроме того, сотрудники из аварийных партий показывали на комиссии: взрыв, скорее всего, был направленного действия, на мину не похоже. Взрывотехники посчитали: взрыв подобной мины пробил бы лишь днище. А такое мог натворить заряд, непосредственно подвешенный под корпусом... Но откуда он там взялся?

«ПОДАЕМ В СУД!»

- Никто из выживших никогда не верил выводам правительственной комиссии, - убежденно говорит глава совета ветеранов линкора Виктор Салтыков. - Похоже на то, что этот итальянец все-таки говорит правду. И в связи с его заявлением наш совет готовит документы для подачи иска в международный суд на итальянское правительство за гибель линкора - будем требовать компенсации за вред здоровью и гибель корабля. Не знаю, что у нас получится и узнаем ли мы когда-нибудь правду: нас не так много осталось, и всем за 80...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Александр ЗДАНОВИЧ, президент Общества изучения отечественных спецслужб: «Версия о мине была удобной...»

- Трагедия случилась через год после создания КГБ, руководить которым пришел Серов. И Хрущевым ему была поставлена конкретная установка очистить структуру от абакумовцев и бериевцев. Тогда ушло очень много профессионалов, в том числе из особых отделов флота, службы были ослаблены. И на этом фоне очень сильно сомневаюсь, что кто-то из КГБ захотел высовываться, выяснять истинные причины. Ведь если это действительно была диверсия, досталось бы всем: и вновь набранным сотрудникам, и противодиверсионным службам, да и самому Серову не поздоровилось бы. Так что версия о «забытой» немецкой мине всех устроила. Но я уверен, что расследование по линии особого отдела флота все же проводилось, но, видимо, этот отчет до сих пор не рассекречен, и поскольку материалы особого отдела ЧФ сдавались в КГБ Украинской ССР, то, скорее всего, его можно найти в архиве СБУ Украины. Возможно, из него и прояснятся какие-то детали...

ТТХ «НОВОРОССИЙСКА»

Спущен на воду 1911 г.

Водоизмещение 29 032 тонны

Длина 186,4 м

Ширина по ватерлинии 28 м

Максимальная скорость 27,8 узла

Мощность 93 тыс. л. с.

Вооружение:

- 10 пушек калибра 320 мм

- 12 пушек калибра 120 мм

- 8 пушек калибра 100 мм

- 12 спаренных и 6 одинарных зениток калибра 37 мм