Премия Рунета-2020
Калининград
0°
Boom metrics
Общество4 октября 2013 8:25

Ветеран-штурмовик о фильме «Сталинград»: «Я увидел мужество наших ребят, а это главное»

В Калининграде состоялась премьера нашумевшего фильма Федора Бондарчука, на которую корреспондент «Комсомолки» пошел с ветераном войны.
В Сталинграде воевали за каждый дом, за каждый метр улицы. Кадр из фильма.

В Сталинграде воевали за каждый дом, за каждый метр улицы. Кадр из фильма.

С Иваном Максимовичем Рожиным, в прошлом пехотинцем-автоматчиком, участником уличных боев в Тапиау и Кенигсберге, мы встретились на площади Победы у входа в мэрию.

- Я это здание брал со своим взводом, - сказал фронтовик и махнул в сторону окон горадминистрации. – На первом этаже тут у немцев был магазин. Нас было 14 человек. Забежали в одну дверь, в другую. Внутри магазина стоял «Опель»: обшивка с сидений содрана, приборной панели нет, колес нет. У стен лежали радиаторы, ящики, а окна были заложены кирпичом. В этом здании мы положили восьмерых немцев – били по ним без предупреждения. Среди моих убитых не было. Двоих ранило тяжело, еще двоих чуть задело. Особенность боя в городе и на улицах в том, что при наступлении тебя противник видит из окон и щелей, а ты его – нет. Так что считай, легко отделались. В Сталинграде воевали так же: за каждый дом, за каждый метр улицы бились. Посмотрим, как это покажут в фильме.

В зале до начала фильма показывали прямую трансляцию из московского кинотеатра «Октябрь», где по случаю премьеры проложили красную дорожку. По ней прошли актеры и создатели «Сталинграда», в том числе немецкий артист Томас Кретчман, сыгравший одну из главных ролей, ну и конечно режиссер Федор Бондарчук. Прямой эфир, помимо Калининграда, смотрел Нижний Новгород и Екатеринбург.

«Сталинград» начался одновременно во всех городах, одновременно погас свет в зале, зрители надели очки (фильм снят в формате 3D IMAX)... Мы с Иваном Максимовичем сели на лучшие места в четвертом ряду, нацепили очки и приготовились к «полному погружению» в трехмерное кино.

- Первый раз фильм в таких очках смотрю, - сказал фронтовик. – Я вообще в кинотеатре года четыре не был. Тогда пригласили, но фильм был такой ерундовый, что я его даже не запомнил.

На первых кадрах мы замолчали. Пересказывать историю о том, как группа советских разведчиков занимает здание в Сталинграде и воюет с немцами, нет смысла. Были и горящие солдаты, и перестрелки, и рукопашные схватки, снятые по-голливудски. И история любви, даже не одна. Моментами в экран действительно «засасывает». «Сталинград» держит в напряжении все два с лишним часа. Это у меня уже к середине фильма гудела спина, Иван Максимович сидел неподвижно и лишь когда мы вышли из зала, сказал: «Да, картина хорошо поставлена». Фильм ему понравился.

- Главное, что я увидел – это мужество и отвагу наших ребят: солдат и офицеров. Они были ранены, но не бросили место боя, – сказал ветеран. - Я смотрел и вспоминал, как мы выбивали фашистов из домов, как по окнам поливали из автоматов, чтобы они и высунуться не могли.

- А рукопашные схватки вам как? – спрашиваю.

"Картина хорошо поставлена", — сказал Иван Максимович после сеанса.

"Картина хорошо поставлена", — сказал Иван Максимович после сеанса.

Фото: Александр КАТЕРУША

- До рукопашных на войне редко доходило. Я, признаться, их избегал. Я же ростом маленький, и понимал, что любой немец меня одолеет. Поэтому я фрицев не допускал ближе, чем на 10 метров. У меня палец все время на спусковом крючке был. Как-то из двери на меня выскочили четверо немцев, я сразу огонь открыл. Чуть дверь шелохнулась – по двери шархнешь, и дальше идешь. А за дверью трое прятались. Убил. По-другому нельзя было. Жить хотелось. В фильме верно показано, как солдаты крадутся по пустому дому. И мы так же двигались: тихо, осторожно. Каждый угол, каждый кирпичик использовали как укрытие.

Отдельно обсудили мы и любовную линию «Сталинграда». По мнению Ивана Рожина, ее Бондарчук добавил для красоты.

- На фронте не было времени влюбляться, тем более в наступлении, тем более в бою. Думали не о любви, а о том, как в живых остаться, - улыбается ветеран. – Это мое мнение. Может у других иначе было, не знаю.

КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА

Сергей ЯКИМОВ, директор историко-художественного музея, кандидат исторических наук:

«Немцы на нас не обидятся»

- Мне «Сталинград» очень понравился, он держит в напряжении с первой минуты и до титров. Подача военного материала необычна и интересна: объем, свет, звук. Все это впечатляет и без сомнения заинтересует молодежь. Исторический материал подан замечательно, без клюквы и липы. Видно, что работа консультантов была огромная.

Противник передан очень достоверно и достойно: дух немецкой армии, ее готовность победить. Согласно историческим документам германские офицеры вели себя именно так, как показано в фильме. Они могли в развалинах сидеть за накрытым скатертью столом, есть из посуды. Они выбриты, чисты. Это настоящий тип прусского германского офицера-победителя, который гонял всю Европу и нас догнал до Волги. Лучшая армия Европы до Сталинграда, что тут говорить! Правда победить наш народ было невозможно не на Волге, не потом, и это тоже показано в фильме.

ЗАЦЕПИЛО!

Патриотизм для массового потребления

В «Сталинграде», как совершенно точно заметил один из моих коллег, были использованы абсолютно все клише, которые, как считается, помогают добиться успеха. Федор Сергеевич трудолюбиво сколотил воедино и обрушил на головы зрителей какие только можно банальности и стереотипы, присущие военной тематике постперестроечного периода. Тут и «на лицо ужасные, добрые внутри» защитники советского города, и фанатик в чине полковника вермахта на пару с рефлексирующим подчиненным хауптманом, и облагораживающее тех и других женское присутствие. Все это густо замешано на окопной грязи и посыпано сверху пеплом сталинградских руин. На мой личный взгляд, в итоге получился какой-то гибрид предыдущих творений Бондарчука - «9-й роты» и «Обитаемого острова». Тот факт, что новый фильм, согласно модному тренду, позиционирован как сверхпатриотический, ситуацию не спасает.

Впрочем, как раз о патриотическом воспитании в случае с бондарчуковским «Сталинградом» говорить довольно трудно. Само название, считаю, лучше было бы заменить на что-нибудь вроде «Любовь и ненависть на берегу Волги». И суть куда лучше передает, и, по крайней мере, иностранцы не путали бы со «Сталинградом» образца 1992 года - германского производства.

Ну да бог с ним, с названием - мало ли знает история мирового кинематографа одноименных шедевров! Куда хуже, что авторы кинокартины настолько увлеклись спецэффектами, что сама патриотическая основа в такой ситуации им, скорее, мешает, чем помогает. В принципе, это вполне объяснимо: судя по всему, дорвавшись таки до высоких технологий, наши спецы во что бы то ни стало решили показать, что они не хуже всяких там кэмеронов. Насколько это удалось - в данном случае не суть важно. Но, кажется, трехмерые помазок для бритья и цветочная вазочка напрочь забили такую эфемерную вещь, как эмоциональное восприятие самого действа. Хотя и в этом отношении, казалось бы, сделано все возможное.

В самом деле, разве не трогательно, когда пятеро вконец огрубевших за полтора года войны мужиков наперебой стараются угодить случайно оказавшейся среди них юной девушке? Помимо слабого пола Бондарчук постарался и для подрастающего поколения. Именно ему предназначаются, к примеру, атака объятых пламенем «зомби». При этом молодым зрителям вовсе не обязательно иметь представление о значимости Сталинградской битвы во всей Великой Отечественной войне. Равно, как ни к чему знать о том, что война в реальности выглядит куда страшнее, чем военный гламур на киноэкране. Расслабьтесь в мягком кресле, зачерпните попокорна и хлебните кока-колы, наслаждаясь красочным зрелищем взаимного истребления героев фильма - ведь этот пафосно-патриотический фастфуд сделан именно для вас!