Премия Рунета-2020
Москва
+11°
Boom metrics
Москва20 октября 2013 22:00

Заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и cтроительства Марат Хуснуллин: В Москве нужно построить километры дорог внутри кварталов

В редакции «Комсомолки» он рассказал о развитии столицы [видео]
Городские власти делают упор на строительство метро, но у москвичей всегда есть выбор, на чем ехать.

Городские власти делают упор на строительство метро, но у москвичей всегда есть выбор, на чем ехать.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

МЕТРО В ПРИОРИТЕТЕ

- За последние два года столичные власти активно строят метро, но при этом стараются экономить. Не отразится ли это в итоге на качестве и удобстве станций?

- Не отразится! Экономия идет за счет оптимизации проектных и технологических решений. При проектировании новых станций и линий предпочтение отдается мелкому способу заложения (там, где это возможно) и открытому способу строительства (из открытых станционных котлованов). Такой подход позволяет строить дешевле и быстрее.

На каждой новой линии удается «сэкономить» в среднем по два года. Раньше такое было невозможно. Сергей Собянин смог добиться пересмотра еще советских строительных правил - сегодня с учетом инноваций в строительной отрасли постоянно ведется актуализация существующих и разработка новых нормативов, которые адекватно отражают современный технологический уровень строительства и находят отражение в СНиП. Стандартизация проектов, проведение конкурсов, использование единого оборудования дает экономию еще на 25%. Сейчас одновременно работает 19 щитов для прокладки тоннелей, до конца года еще 5 подключится. При строительстве подземки нам приходится постоянно прибегать к нестандартным решениям. Например, при отделке новой станции «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии были применены особые шумопоглощающие панели.

- Привлекаются ли к строительству объектов метрополитена рабочие из стран бывшего СССР?

- Москва взяла такой темп строительства метро, что нам нужно искать кадры по всему бывшему Союзу и не только. Лучшие специалисты из Беларуси, Украины, даже из Испании, те, кто умеет работать под землей, едут в столицу. 30 тысяч человек работают в круглосуточном режиме. Из них больше 2000 задействованы на проходческих щитах. Прокладка тоннелей приравнивается к горным работам. Здесь требуются люди с высокой квалификацией.

Крупные стройки в столице продлятся еще 5 - 7 лет

- На столичных дорогах постоянно что-то делают: то эстакаду откроют, то развязку построят. Наступит ли момент, когда в Москве возведут все, что нужно?

- Ни в одном мегаполисе нет и не будет совершенной транспортной системы. Другой вопрос: остались ли в городе резервы для дальнейшего строительства? В Москве необходимо возвести километры внутриквартальных улиц. Это создаст необходимые дополнительные связки внутри районов. Поэтому город еще долго будет заниматься локальными проектами.

Строить же крупные объекты не так просто: здесь резервы почти исчерпаны. Планируем за следующие 5 лет построить около 150 масштабных транспортных объектов: развязок, эстакад, тоннелей, завершить реконструкцию вылетных магистралей, создать крупные поперечные соединения (две хорды и одна рокада). А дальше будем заниматься локальными проектами.

Важно понимать, что транспортное строительство никогда не угонится за ростом автомобилизации в столице. По расчетам Генплана 2010 года, уровня автомобилизации, существующего сегодня, планировалось достичь только к 2020 году! Дорог прибавляется на 1 - 2% в лучшем случае даже сейчас при наших темпах, а автомобилей прирастает на 5 - 6%. Поэтому для решения проблемы пробок нужно задействовать все возможные механизмы.

Например, у Москвы есть неиспользуемый сейчас резерв железной дороги, в том числе Малое кольцо МЖД. Там дешевле и, главное, проще увеличить количество поездов. Они и людей перево-зят больше, чем авто. Железные дороги должны быть синхронизированы с метро. Уже реализуется проект реконструкции и развития Малого кольца МЖД (строительство 40 км третьего главного пути и пассажирских железнодорожных обустройств, электрификация кольца со строительством 2 новых и реконструкцией 3 существующих тяговых подстанций), реконструкция и строительство городских искусственных сооружений, строительство 31 транспортно-пересадочного узла (ТПУ) и организация работы по привлечению нового подвижного состава. Большая работа проводится РЖД по радиальным направлениям, при этом для нас важно Киевское направление, так как оно обеспечивает транспортную доступность Новой Москвы.

Фото: Иван ВИСЛОВ

- А в Новой Москве как будут строить дороги?

- Развитие новых территорий невозможно без создания там современного транспортного каркаса. Я называю это квадратно-гнездовым методом. Трассы пойдут перпендикулярно друг другу. Первым делом мы реконструируем Калужское и Киевское шоссе. Между двумя магистралями появится девять поперечных связок. Первая смычка будет находиться около деревни Мамыри - оставшиеся восемь мы проложим через каждые 3 - 4 километра. Перестраиваемый ЦКАД станет серьезным соединением. Росавтодор обещает закончить кольцевую трассу к 2018 году. Мы оказываем федеральным властям всю возможную помощь - каждую неделю собирается строительный штаб, где обсуждаются возникающие проблемы.

НА ЛЕНИНСКОМ ОТКРОЮТ ВЫДЕЛЕНКУ

- А что стало с планами реконструировать Ленинский проспект?

- Мы решили подождать. В этом году на трассе появилась выделенная полоса для общественного транспорта - часть автомобилистов пересядет на автобусы и троллейбусы. В 2014 году откроется участок метро от станции «Юго-Западная» до «Саларьево». Это тоже повлияет на транспортные потоки, людям проще будет оставить авто в области и спуститься в подземку. Кроме этого, скоро откроется обновленная развязка между Ленинским и МКАД - машины поедут быстрее. Потом и посмотрим, останется ли необходимость в реконструкции трассы.

- Были предложения пустить на проспекте скоростной трамвай...

- На мой взгляд, скоростной трамвай здесь не очень перспективен. Метро идет почти параллельно магистрали, строятся новые станции. Понятно, что пассажиры будут стремиться к подземке, а не к трамваю. Открывается выделенная линия - а инфраструктура для тех же автобусов обходится заметно дешевле. И перевезти в большом автобусе можно не меньше людей, чем в скоростном трамвае.

- Улучшится ли связь Москвы с Зеленоградом?

- В конце 2015 года будет достроен дополнительный путь до станции Крюково. Мы сможем запустить дополнительные электрички - за 24 минуты пассажиры смогут доехать до центра города. Часть рельсов уже лежит. Я был на строительстве, работы идут полным ходом. Задержек не возникнет.

- Население Жулебина считает часы, когда откроется станция «Лермонтовский проспект». А ведь ее обещали открыть к 1 сентября.

- Серьезная задержка в строительстве произошла из-за 109-го дома по Лермонтовскому проспекту. Там стояла настоящая халупа площадью 46 кв. м. В ней каким-то образом прописались восемь человек. Эти люди требовали от города 150 млн. рублей за то, чтобы мы смогли снести этот объект - он стоял прямо посреди будущей станции. Год мы судились, пытаясь найти приемлемый вариант. Другая помеха возникла из-за обильных осадков в этом году. При рытье тоннеля появилась дополнительная вода - пришлось укреплять стенки. Это отложило открытие. До открытия станций «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» остались считанные недели. А в конце 2014 года мы запустим и станцию «Котельники».

В ТЕМУ

Социального жилья возводят все больше

- Не так давно вы заявили, что с доступным жильем в Москве проблемы. Можете пояснить свои слова?

- На самом деле с каждым годом в столице возводится все больше жилых домов. В 2010 году было построено 1,97 млн. кв. м квартир, в 2011-м - 2,1 млн. кв. м, в 2012-м - 3,05 млн. кв. м, в 2013-м предполагаемый объем - 3,1 млн. кв. м.

Мы стараемся сделать как можно доступнее и социальное жилье - темпы бюджетного строительства растут. В этом году город возвел на сто тысяч кв. м больше квартир, нежели в прошлом. Бюджетное жилье в Москве строится, и оно доступно для тех категорий граждан, которые нуждаются в государственной поддержке и имеют на это право в соответствии с законодательством. Что касается рынка, то влиять на снижение стоимости жилья крайне сложно - сегодня уровень спроса заметно превышает предложение. Средняя цена «квадрата» остается на уровне 150 - 160 тысяч рублей.

- Как идет программа по сносу пятиэтажек? Задержки есть?

- В конце 2015 года все будет завершено. Лишь 40 домов перейдут на 2016 год. Впрочем, их тоже быстро расселят.

За этот год планируется ввести более 600 тысяч кв. м для переселения. И этот показатель неуклонно растет.