Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Дом. Семья1 ноября 2013 7:28

Возможна ли любовь между преподавателем и ученицей?

Тема любви между студентом и преподавателем стара как мир
Сложно устоять перед чарами учительницы, если она - Камерон Диас.

Сложно устоять перед чарами учительницы, если она - Камерон Диас.

Нежные чувства могут возникнуть как у первоклассника Максима к первой учительнице Анне Ивановне, так и у третьекурсницы Кати к преподавателю социологии Александру Михайловичу. Обычно эмоции проходят, и влюбленность забывается, но случается, что чувства перерастают «во что-то большее».

ШКОЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ: ИРА + ВИКТОР ЕВГЕНЬЕВИЧ

- Для того чтобы понять эту историю, нужно пожить в деревне. Там ведь как? Тишь да гладь: девчата есть, а парней - раз, два и обчелся. Поэтому каждый новый мужчина на вес золота. Ире было 16 лет, Виктору Евгеньевичу - 23. Он приехал в деревню отрабатывать два года по распределению, - вспоминает Люда, Ирина одноклассница. - Конечно, закрутилось у них не сразу. Он вел себя серьезно - все-таки учитель! А она не слишком обольщалась: парень, конечно, молодой и перспективный, но в ее классе было еще семь девочек с теми же преимуществами, что и у нее - молодостью и грудью четвертого размера.

Начались отношения в школе на новогоднем вечере. Дискотека, танцы, полумрак… Об их романе знали все: и учителя, и родители, но закрывали глаза - понимали, что личную жизнь Ира, считай, устроила. Правда, жениться после окончания ею школы пара не спешила. Она поступила в колледж, ближе к концу учебы забеременела и через пару месяцев вся деревня играла их свадьбу. Сейчас они живут в деревне, в доме у мужа. У них годовалый малыш, скоро на свет появится второй. Уж не знаю, любовь ли это, но Ира уверена, ее жизнь удалась: колечко из магазина «Сапфиры и дыяманты» в райцентре есть и обязательный минимум - двое детей - выполнен.

ВОЖАТСКАЯ ЛЮБОВЬ: ДАША + ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

- Мы с Димой познакомились в лагере «Дружба» под Раковом. Я попала в профильную смену для активистов организаций, отличников производства и прочих крутых детей, - рассказывает иллюстратор Даша. - Программа там была насыщенная: тематические тренинги, вокал, танцы! Помню, как ужасно я расстроилась, когда меня не взяли на вокал - я-то считала себя знатной певицей. Вожатая наобум записала меня… на сценический бой. На первое занятие я пришла без всяких планов устраивать личную жизнь - в спортивных штанах и не подходящей к ним зеленой кофте.

Постигать сложное искусство некасательного боя у меня не получалось. Курс вели очень крутые люди, сразу было видно - актеры. Дима приехал работать вместе лучшим другом Вовой. Но поскольку от фиаско на певческом поприще мое сознание было помутнено, а строгое воспитание запрещало смотреть в сторону мужчин-преподавателей, никаких мыслей о Диме как о мужчине, у меня не было. Я думала: «Им по 30 лет и давным-давно есть жены-дети». Тогда все было едино: что молодой прекрасный Дима, что усатый физик Николай Степанович. Преподаватель - и все тут. Тогда мне было 16, ему - 24.

Вожатые хотели живого общения с детьми и тут же собрали вокруг себя всех, кто показался им интересным. Мы ходили в леса жарить сосиски, играть в волейбол... Они оба меня очаровали, но ни о какой любви речи все еще не было. Я к ним сильно привязалась. И вот однажды утром я проснулась, а они уехали в Минск. Ревела полдня: чувствовала себя преданной - друзья ведь так не поступают! Рыдала я рыдала и получила вдруг таинственное письмо. В нем говорилось, куда мне идти, чтобы найти тайник. В тайнике оказался букет полевых цветов и стихи Пастернака. В общем, через некоторое время они вернулись - и Дима стал за мной ухаживать. Присылал стихи крутых поэтов о любви, дарил всякие романтичные штуки вроде вороньего пера, стеклянного коника или шишки… Тут я влюбилась окончательно.

Когда смена закончилась, я уехала в другой лагерь - в Украину. Скучала, убивалась… А однажды пришла в столовую - а там Дима! Ждет меня! Приехал! Не знал точно, где я, поэтому две ночи мок в палатке. В Беларусь мы вернулись вместе. Дальше была адская романтика: пока я доучивалась в 11-м классе, он пару раз в месяц приезжал, был на выпускном. Потом я поступила в университет, и после 3-го курса мы поженились.

Я перестала называть его на вы только тогда, когда он меня поцеловал, и я наконец поняла, что у нас любовь, а не «преподаватель-ученик». Был он мне Дмитрий Валерьевич, и перейти на «просто Диму» было сложно. Пришлось, конечно, переучиваться: все-таки звать мужа на вы - это не очень. Если бы такая история произошла с преподавателем в университете, она вряд ли бы получилась: крутить шашни с преподавателями мне не позволяет воспитание и внутренний барьер. А с Димой так вышло, потому что у нас не так велика разница в возрасте, да и отношения в лагере не такие формальные.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЛЮБОВЬ: МАРИНА + СТАНИСЛАВ ИГОРЕВИЧ

- Марина была в нашей группе настоящей секс-бомбой с периферии, - рассказывает бывшая студентка филфака Женя. - А Святослав Игоревич - немного полинявшим столичным плейбоем. Он преподавал в университете философию, а она приходила к нему на лекции-семинары.

Конечно, вначале об их романе никто ничего не знал - ни подружки, ни одногруппницы. Позже выяснилось, что чувства цвели почти целый год. Однажды их просто застукали целующимися в аудитории. Время шло, курс летел за курсом, пока Марина забеременела.

- Через полгода мы узнали, что они поженились. Марина бросила учебу ради семьи: сейчас растит дочку, солит огурцы, бесконечно закатывает какие-то салаты - одним словом, вьет гнездышко. А 52-летний Святослав Игоревич все так же преподает в университете, и мы боимся, как бы не присмотрел себе новую жену.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

«Влюбилась в преподавателя? Значит, родители недолюбили»

- В чувствах к преподавателю есть один из четырех компонентов любви - уважение. Преподаватель - авторитет, который во время учебы принимает решения не только за себя, но и за подопечных, - объясняет природу явления психолог и директор Центра успешных отношений Елена Дубовик. - Преподаватель - большая доминантная фигура, студенты видят в нем родительский архетип. Потребность в покровительствующем отношении нужна ребенку, если в детстве ему недоставало внимания и тепла родителей, если они не выражали свои чувства, были холодны или заняты, не хотели или не умели принимать решения или не брали на себя ответственность. Строить отношения с ровесниками таким ребятам неинтересно - там нет ощущения защищенности и подчиненности. А ситуация с преподавателем позволяет вам вернуться в детство или раннюю юность и прожить непрожитые моменты, в которых вы тогда нуждались - о понятии переноса, или трансфера, говорил еще всем известный Зигмунд Фрейд.

«Если влюбился преподаватель, у него комплекс пуэра»

- Обратная ситуация, когда преподаватель начинает испытывать чувства, значащие больше, чем внимание и забота к ученику (тоже компоненты любви). Когда один партнер младше другого и имеет другой социальный статус, это говорит о сложностях в процессе личностного развития - уверенности в себе (студент или ученик находятся в подчиненном, зависимом положении) и о неосознанном запрете иметь то, в чем вы нуждаетесь. У влюбленного преподавателя происходит активизация комплекса пуэра (подростка). Это значит, что он или пропустил свой полный энергии и перемен период, или остался в нем - то есть все еще незрел и взрослеть ему не хочется. Любая сторона ситуации кричит о том, что влюбленные пытаются решить свои личностные проблемы за счет объекта привязанности.

Но вообще, конечно, каждая ситуация индивидуальна.

СПРАВКА «КП»

Елена Дубовик - эксперт-психолог, специалист по судебной психологии. В 1994 закончила БГПУ по специальности «практический психолог». Специалист по аналитической психологии, песочной терапии, трансактному анализу, НЛП, арт-терапии, сказкотерапии, групповой терапии.