Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды28 ноября 2013 9:02

Вацлав Ластовский хотел переименовать Беларусь в Крывию

В ноябре исполнилось 130 лет со дня рождения видного деятеля белорусского Возрождения, нашедшего Крест Евфросинии Полоцкой
Вацлав Ластовский в редакции "Нашай нівы", в которой проработал семь лет

Вацлав Ластовский в редакции "Нашай нівы", в которой проработал семь лет

Это было удивительное поколение людей, чья молодость пришлась на начало ХХ века, а мечты были направлены на реализацию белорусской идеи, которая большинству казалась тогда утопической. Тем не менее мы и сегодня помним их имена, уважаем их идеи, восхищаемся их решимостью и отчаянной смелостью, которая двигала ими ради нашего национального Возрождения.

Писатель и исследователь Анатолий Тарас к юбилею одного из самых ярких представителей плеяды наших «адраджэнцаў» Вацлава Ластовского написал брошюру «Вяшчун крывіцкай культуры», которая только что издана в серии “100 выдатных дзеячаў беларускай культуры”.

- Каждый раз, когда сталкиваюсь с историями жизни того легендарного поколения, не устаю поражаться, откуда они взялись? Ведь было их совсем мало, но так горячи были их убеждения, что тогда, в начале прошлого века, им почти удалось сделать нашу страну независимой.

- По моим подсчетам, всех деятелей национального Возрождения начала ХХ века было примерно одна тысяча человек. Но, тем не менее, они появились и стали проповедовать идеи «нацыянальнага Адраджэння». Тут нужен небольшой экскурс в нашу историю. После страшной войны 17 века, которую называют Потопом, земли всего Великого княжества Литовского потеряли 48% населения, а в восточной части страны даже 70 - 75%. На опустевшие земли устремилась полонизированная католическая шляхта из западной части Великого княжества. Не поляки, а литвины (белорусы), но говорящие по-польски. Добавим к этому тот факт, что когда царизм захватил наши земли, он главными своими врагами считал носителей идеи восстановления Речи Посполитой (союза Польского королевства и ВКЛ. - Ред.). Царизм придавал столь большое значение русификации населения Северо-Западного края (Беларуси) и насаждению здесь православия. Эта политика «ассимиляции туземцев» усиливались в ответ на каждое восстание на этих землях - от Костюшко до Калиновского. Власти Российской империи открыли здесь учительские семинарии, кстати, первые в Российской империи, в которые принимали только православных, обучение шло только на русском языке. Но именно среди выпускников этих семинарий появились люди, которые поняли, что они не русские, а «тутэйшыя». Белорусское национальное движение возникло именно в среде русифицированных местных кадров - учителей, мелких чиновников, людей творческих профессий. Вот так появились наши «адраджэнцы».

«Академик с начальным образованием»

- Естественно, эти интеллигенты не ставили вопрос о государственной независимости. Пределом их мечтаний была административная и культурная автономия. Мол, мы не русские и не поляки, мы белорусы, у нас свой язык и своя культура. Вот мы и хотим жить на своих землях своим умом, пусть в составе империи.

- Ластовский тоже придерживался таких взглядов?

- Конечно. Он был одним из самых энергичных и талантливых деятелей. У него была удивительная работоспособность. Он ведь не окончил даже средней школы. Когда уже был академиком в БССР, в графе образование писал: «начальное». Но он всю жизнь занимался самообразованием. А главное - имел смелость мыслить по-своему, оригинально. Кстати, и первые политические партии до 1918 года не выдвигали идеи независимости, только автономии в составе России. Даже 25 марта 1918 года, в день легендарного объявления независимости Беларуси, сторонники независимости победили с перевесом всего в три голоса.

- А Ластовский был как раз за независимость?

- Он стал сторонником этой идеи. Но, честно говоря, политическая деятельность Ластовского меня не интересует. Политикой он занимался всего пять лет (был премьер-министром БНР. - Ред.). В 1923 году ушел в отставку и снова занялся наукой, литературой. Мне кажется, что заслуги Ластовского надо искать на ниве культуры. Да и в политику он уходил наверняка с единственной целью: если Беларусь станет независимой, тогда можно будет воплотить в жизнь те национальные идеи, которые он отстаивал.

- Какие?

- Ластовский, к примеру, хотел переименовать Беларусь в Крывию, белорусов - в крывичей. Кто-то может сказать, что он был законченным фантазером и романтиком. Но, как националист, он поступал правильно. Национальная идея в любой стране зиждется на мифах. Поэтому я писал о тех его достижениях, которые сегодня оказываются верными и достаточно современными.

«Первая история Беларуси для белорусов»

- Прежде всего, он написал «Кароткую гісторыю Беларусі” (в ней всего 104 страницы). Она написана по российским и украинским источникам начала ХХ века. И в чисто научном плане мало оригинальна. Но это первая история Беларуси, написанная белорусом для белорусов и на белорусском языке. Тот эффект, который вызвало ее появление среди грамотных белорусов, можно сравнить со взрывом бомбы. Ластовский впервые громко заявил, что есть такая страна, есть такой народ и у него есть своя собственная история - древняя и богатая. Это был 1910 год. Поэтому белорусская историография имеет четкую дату своего рождения, которой обязана именно Ластовскому. Следующее его достижение - дискуссия в «Нашай Ніве» летом 1913 года.

- Он был ответственным секретарем газеты?

- Да, его пригласили братья Луцкевичи в 1908 году. Странный выбор, потому что тогда Ластовский работал конторщиком на железнодорожной станции и ничего особенного собой не представлял.

- Очевидно, они что-то в нем рассмотрели.

- Вероятно, ведь амбиции у него уже тогда были немаленькие. Семь лет он работал в «Нашай Ніве». И «Кароткую гісторыю Беларусі» сначала печатал на страницах своей газеты. Тогда же подружился с Максимом Богдановичем, они видели друг в друге родственные души, переписывались.

- А о чем была та дискуссия?

- И тогда и сейчас у нас плакали над «гаротнай доляй беларускага сялянства». Но “гаротная доля” - это вранье. Крестьянство Беларуси в материальном плане жило лучше, чем в России. В связи с восстанием 1863 года у нас была проведена более глубокая реформа, чем в русских губерниях. Крестьяне получили на 20% больше земли, чем имели до реформы. На наших землях капитализм развивался быстрыми темпами. И рабочие в 1913 году зарабатывали столько, что нынешним рабочим остается только завидовать. Вот Ластовский и затеял дискуссию, в которой сказал: хватит плакать над сялянской долей, не такая она страшная, как ее нам рисуют. Его возмущало, что воспевали тех, кого пороли. Он первым громко сказал: воспевать надо героев, а не рабов.

“Первая белорусская фантастическая повесть”

- В 1923 году на страницах своего журнала “Крывіч» Ластовский опубликовал повесть «Лабиринты». Это очень интересное произведение. Жанр его сложно определить - в нем смешались история и лингвистика, философия и фантастика. Эта повесть в концентрированном виде выражает все его идеи. Наше исконное, по Ластовскому, это «Крывiччына», у нас было все свое, в том числе жрецы, которые владели бог знает какими знаниями, ныне забытыми или скрытыми. Действие происходит в подземном лабиринте под Полоцком, где якобы до сих пор живут эти старцы. Герой повести прошел там посвящение в тайные знания кривичских жрецов.

- Повесть была издана только в начале прошлого века?

- Она переиздавалась и в наше время. Считается, что повесть не окончена. Но она не устарела, читается так, как будто сейчас написана. А это дорогого стоит. Но главный фундаментальный труд Ластовского, который вышел в 1926 году, - «Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі”. Это внушительный том, который недавно переиздан как репринт. Он рассмотрел в нем всю литературу на белорусском, старобелорусском языке начиная с Х века. Эта монументальная работа и сегодня вызывает восхищение. Выводы те же - “як “крывічы мы асобны індывідуум, асобнае славянскае племя са сваей багатай мінуўшчынай, сваей асобнай мовай, тэрыторыяй і духовай творчасцю”.

- Он в это время уже жил в Советской Беларуси?

- Еще нет, он жил в Ковно (нынешний Каунас. - Ред.). Но в 1926 году в Литве произошел переворот, новое правительство белорусский вопрос не интересовал. И в конце того же года Ластовский приезжает в Минск на конференцию по реформе белорусского правописания. Она была международной, большевики тогда заигрывали с эмигрантами и одновременно осуществляли тайную программу по разложению эмиграции. Оказавшись в Минске, Ластовский в числе других эмигрантов раскис: “родная мова, беларусізацыя”. В магазинах было полно товаров, ведь продолжался НЭП, а до колхозов еще оставалось три года. И Ластовский обратился к правительству БССР с просьбой о возвращении. В марте 1927 года он получил советское гражданство.

Сначала все было супер. Он стал правомочным членом Инбелкульта, когда институт в 1929 году был реорганизован в Академию наук, стал секретарем Академии, со своими-то четырьмя классами. Возглавлял Исторический музей, ездил в этнографические экспедиции. Это ведь Ластовский нашел где-то в Витебской области крест Евфросинии Полоцкой. Начал ряд интересных исследований. Однако в 1929 году большевики решили покончить с политикой коренизации. Она заключалась в том, что в национальных республиках внедрялся язык титульной нации, а партийно-советскими руководителями становились представители местных национальностей. Но скоро Сталин понял, что это грозит в будущем отделением республик. И он выбрал путь ликвидации национальной элиты - отсюда уничтожение множества людей, которые якобы создали во всех национальных республиках шпионско-диверсионно-террористические организации. Ластовский со своим противоречивым прошлым идеально укладывался в образ врага-заговорщика. Его арестовали одним из первых по делу Союза освобождения Беларуси в 1930 году.

- По этому же делу проходили и Купала и Колас?

- Да. Тогда были арестованы 108 человек. Гэпэушники очень точно вычислили самых ярких и влиятельных деятелей нашей культуры. В этом смысле я с их выбором согласен. Вацлава Ластовского обвинили в руководстве Союзом освобождения Беларуси. Он провел полтора года в тюрьме, а в апреле 1931 года выслан в Саратов, где бывший академик стал заведующим отделом редкой книги и рукописей Саратовского университета. В августе 1937 года Ластовского арестовали повторно и как “агента польской разведки и участника национал-фашистской организации” расстреляли. Ему было всего лишь 55 лет. Самый расцвет для интеллектуала!

- Сегодня нам не хватает таких личностей?

- Безусловно. Нашу элиту выкашивали последние два столетия регулярно. В 1795, 1831, 1863 - 64. Но большевистский террор был самым массовым и жутким. А в результате нам все время не хватает времени для того, чтобы нарастить интеллектуальное «мясо» на крестьянские «кости».

ДОСЬЕ «КП»

Анатолий Тарас - психолог, историк, писатель. Доктор наук в области информационных технологий, профессор, ученый секретарь общественного Института белорусской истории и культуры. Учредитель и редактор исторического альманаха «Деды». Основатель, координатор и редактор серии “100 выдатных дзеячаў беларускай культуры”.