У студентов есть прекрасная возможность участвовать в научных исследованиях вуза
За последние пару лет в системе высшего образования произошло слишком много изменений: Россия вступила в ВТО, вышел новый Закон об образовании, Минобрнауки периодически выступает с новыми инициативами. Много шума наделала оценка российских вузов на эффективность.
Владимир Печеный
Олег Проценко
Олег Смешко
Олег Смолин
Александр Татаркин
От абитуриентов, студентов и их родителей поступает масса вопросов об изменениях в образовательной сфере. Для ответа на эти и другие вопросы по проблемам и перспективам российского образования мы обратились к специалистам в области образования и науки. На вопросы ответили: первый заместитель Комитета по образованию Государственной думы РФ Олег Смолин, губернатор Магаданской области Владимир Печеный, директор института экономики Уральского отделения Российской академии наук Александр Татаркин, директор Института менеджмента и маркетинга Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Олег Проценко и проректор по учебной работе Санкт-Петербургского университета управления и экономики Олег Смешко.
Как вузу стать эффективным
- Как проводится мониторинг эффективности и как оцениваются вузы?
Олег Смолин: - Отвечу на примере Санкт-Петер-бургского университета управления и экономики. Вуз признан эффективным. Межведомственная комиссия по мониторингу деятельности образовательных организаций высшего образования оценивала его по всем направлениям работы. В ходе проверки учитывалось порядка пятидесяти критериев, разработанных в Минобрнауки РФ. Такого результата университету удалось добиться благодаря планомерной работе, проводимой в вузе. Это и интеграция университета с учреждениями РАН и иностранными вузами, и использование инновационных методов обучения. Учебное заведение на протяжении ряда лет побеждает в конкурсе грантов на проведение международных научно-практических конференций с участием органов государственной власти и местного самоуправления, зарубежными и отечественными организациями, профессиональными общественными учреждениями.
Зачем нужна связь образования с наукой
- Что дает вузам интеграция с наукой?
Олег Смешко: - В первую очередь хочу отметить, что благодаря этому наши студенты получают знания, что называется, из первых уст - от известных ученых Российской академии наук, которые выступают в университете с лекциями. Ученые также руководят работой аспирантов, участвуют в конференциях и семинарах, разрабатывают тематику научно-исследовательской работы. Мы развиваем научно-образовательные центры с институтами экономики, социологии, лингвистики, права, информатики РАН, Кольским, Карельским, Северо-Восточным, Якутским центрами академии, а также с Сибирским, Уральским и Дальневосточным отделениями. В итоге профессорско-преподавательский состав университета получает больше возможностей для разработки фундаментальных и прикладных методических положений. Потом полученный опыт применяется в образовательном процессе.
Александр Татаркин: - Хочу добавить, что между университетом и институтом экономики Уральского отделения РАН подписан договор о новом уровне взаимодействия. Он позволяет Уральскому филиалу Санкт-Петербургского университета управления и экономики в Екатеринбурге именоваться Уральским академическим институтом СПбУУЭ. Мы и дальше готовы развивать интеграционные связи между образованием и наукой.
Олег Смешко: - Кстати, такой же договор планируется подписать между университетом и другими институтами и отделениями Российской академии наук в ближайшее время.
Где учиться, чтобы потом найти хорошую работу
- Востребованы ли выпускники российских вузов на рынке труда?
Олег Смешко: - В Санкт-Петербурге мы готовим востребованных рынком труда профессионалов, владеющих инновационными методами решения производственных задач. И вся проводимая университетом научно-исследовательская деятельность как раз помогает нашим выпускникам достичь высокого уровня квалификации. Но самое главное - студенты могут входить в научно-исследовательские группы, вместе с аспирантами и учеными вуза проводить исследования по заказу предприятий. Дипломные работы выпускников - это конкретные примеры проектов экономического развития с четко обозначенным конечным результатом, внедрением которых также занимаются наши выпускники. Предприятия-заказчики видят в этом экономическую эффективность и приглашают выпускников университета на работу.
Владимир Печеный: - Магаданский институт экономики СПбУУЭ уверенно лидирует в сегменте подготовки кадров для органов государственной и муниципальной власти региона. Он зарекомендовал себя как новый центр социально-экономических исследований реальных процессов, происходящих на нашей северной территории. Без активного участия его преподавателей и студентов уже невозможно представить ни серьезный научный форум, ни любое городское или областное событие. Уже сейчас администрацией Магаданской области принято решение о создании технопарка на базе Магаданского филиала СПбУУЭ, который позволит вывести наше сотрудничество на новый уровень. Уверен, с каждым годом это сотрудничество будет только укрепляться и развиваться.
Олег Проценко: - Отдельно хочется сказать об участии университета в разработке НИР и подготовке высококвалифицированных кадров по заказам государства на бюджетной основе. Санкт-Петербургский университет управления и экономики совместно с Академией народного хозяйства в составе консорциума «Северо-Запад» еще в 90-е годы начал реализацию программ подготовки руководящих работников для отраслей народного хозяйства Российской Федерации. Сегодня университет самостоятельно ведет подготовку специалистов в рамках президентской программы, выполняя тем самым государственный заказ. Кстати, это тоже показатель эффективности вуза.
Образование по последнему слову техники
- Используются ли сегодня в обучении новые технологии?
Олег Смешко: - Вуз успешен, если в нем комфортно работать и учиться. Санкт-Петербургский университет управления и экономики постоянно развивает свою инфраструктуру, ежегодно открываются новые учебные аудитории, центры, площадки, оборудованные по последнему слову техники. Открыт научно-образовательный центр «Русский музей - виртуальный филиал», где можно познакомиться с его историей и достижениями, инновационной системой видеоинсталляции, созданной на базе компьютеров последнего поколения. Предмет нашей гордости - библиотека с мультимедийным читальным залом с доступом к электронному каталогу и полнотекстовым базам данных электронных документов.
При оценке высших учебных заведений учитывались такие важные критерии, как их специфика, количество трудоустроившихся выпускников, средний балл ЕГЭ абитуриентов, материально-техническая база и объем научно-исследовательских работ.
РЕЙТИНГ
Вузы с признаками неэффективности в Санкт-Петербурге*
4 Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров
4 Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
4 Академический институт гуманитарного образования
4 Балтийский гуманитарный институт
4 Восточно-Европейский институт психоанализа
4 Восточный институт
4 Институт дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования
4 Институт правоведения и предпринимательства
4 Институт телевидения, бизнеса и дизайна
4 Институт экономики и финансов
4 Национальный открытый институт России, г. Санкт-Петербург
4 Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования
4 Санкт-Петербургский институт управления и права
4 Санкт-Петербургский институт экономики и управления
4 Санкт-Петербургский медико-социальный институт
4 Смольный институт Российской академии образования
Вузы, не предоставившие информацию для проведения мониторинга оценки эффективности (по состоянию на 18.11.2013)
l Северо-Западный открытый технический университет
l Балтийский институт управления
l Высшая религиозно-философская школа (институт)
l Институт декоративно-прикладного искусства
l Санкт-Петербургский гуманитарный университет проф- союзов
l Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации.
http://miccedu.ru/monitoring/materials/reg_10201.htm