Премия Рунета-2020
Калининград
+2°
Boom metrics
Общество3 декабря 2013 9:00

Калининградец стал лучшим школьным директором в России

Алексей Голубицкий, директор «Школы будущего» в поселке Большое Исаково Гурьевского района, одержал уверенную победу во Всероссийском конкурсе. «Комсомолка» первая поздравила педагога с успехом.
Ребятне в Большом Исаково повезло с директором.

Ребятне в Большом Исаково повезло с директором.

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Алексей Викторович, вас ученики и коллектив уже поздравили?

- Обычно мой рабочий день начинается в семь утра, но мне заранее позвонили и попросили прийти сегодня, в понедельник, на работу к 9.00. Я пришел, как попросили. А тут! И воздушные шары, и овации, дети сопроводили мой маршрут - от входа в школу до приемной - пожеланиями. Тронут, благодарен, так тепло…

- Калининградская область ведь впервые выставила свои кандидатуры на участие в таком конкурсе?

- Да, впервые. И нашу область представлял не только я, но и директор средней образовательной школы Зеленоградска Людмила Иванцова. Мы прошли в финал, но вот в тройку лидеров попал ваш покорный слуга. У меня ладони мокрые, когда я произношу - в конкурсе приняло участие 77 российских регионов, 705 директоров школ. И главное, конечно, что наш регион теперь стал экспертом в образовательной сфере России, нашу модель образования можно перенимать, внедрять как одну из лучших.

- А кто еще в лидерах?

- Элитная, с традициями огромная школа (2 тысячи учеников!) Сочи, коррекционная школа Санкт-Петербурга, где обучаются дети-инвалиды и воспитанники детских домов. И вот наша, сельская школа.

- Школы - разные, вас даже сравнивать нельзя. Расскажите, как проходил конкурс?

- Было несколько туров. В финал попадали те, чье эссе на тему - как поступать директору школы, если коллектив педагогов сопротивляется инновациям? - зацепило жюри. А жюри, должен сказать, очень авторитетное и строгое. Не сфальшивишь. В него вошли и академики, и профессора, и победители конкурса «Директор школы» прошлых лет…

- Получается, вы знаете рецепт - как бороться с сопротивлением в педагогическом коллективе?

- Я поделился видением. И оно нашло отклик у жюри. Мне не понадобилось что-то придумывать, я просто рассказал историю создания нашей школы. О том, что в момент закладки фундамента все - дети, их родители, педагоги, точно знали, какой будет «Школа будущего». А когда в создании школы есть идеи, предложения каждого из нас, то и сопротивление в ее развитии исключено. Школа рождена тобой, ты за нее болеешь, ты хочешь для нее успеха, процветания. Наверное, это такие же чувства, которые переживает родитель в отношении ребенка. И еще я процитировал Ушинского. Это ему принадлежит фраза: «В замкнутом доме легко разводятся сырость и плесень». Наша школа строит свою работу и развитие на принципе открытости. У нас каждый день - день открытых уроков. У нас закрытым урок может быть лишь в том случае, если педагогу нужно обсудить с классом что-то важное, и только с глазу на глаз. Во всех остальных случаях - приезжайте, смотрите. Ну и что, что электронная доска не включилась. Ведь тут начинается самое интересное. А как учитель выйдет из этой ситуации, а как дети себя поведут, сложится ли из-за поломки урок?

А в финале участники демонстрировали рекламные видеоролики, обращенные к родителям будущих первоклассников. Предупреждая ваше предложение - можно ли это видео разместить на сайте вашей газеты, сразу скажу, что нет, пусть это останется в архиве школы. Для конкурса - да, мы это сделали. Вместе с учителями. А показывать где-то мы не будем, поскольку, честно вам скажу, наша школа в рекламе не нуждается, у нас всегда большая проблема со свободными местами.

- Но вы хотя бы намекните, о чем там?

- В этом ролике мы показали один день первоклассника нашей школы. Мы исходили из того, что школу выбирают, как правило, мамы и бабушки. И сняли эмоциональное, трогательное видео. Опробовали его на родителях. Из десяти человек восемь встали, не досмотрев, и сказали, что готовы привести ребенка в нашу школу… Был еще один тур - нужно было отвечать на каверзные вопросы жюри. Ситуации предлагались участникам очень не простые. Например, одного директора спросили: «Чтобы вы делали, если бы к вам пришел цыганский барон и сказал, что у него четверо детей, все они будут учиться в вашей школе, правда, двое из них всегда пасут лошадей на занятия ходить не смогут». Мне предложили рассмотреть такую ситуацию. Папа привел в школу близнецов - девочку и мальчика. Девочка - танцует и рисует, а мальчик… С его энергией - только в спорт, да на физику с математикой. Сможет ли наша школа удовлетворить этот запрос? Для меня этот вопрос оказался вполне понятным. Поскольку один из принципов нашей образовательной модели - дополнительное образование является дополнением к основным занятиям, это часть целого. Поэтому наша школа сможет дать образование и девочке, и мальчику. Этот принцип показался жюри весьма интересным.

Виктор Голубицкий

Виктор Голубицкий

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

И еще одно задание, которое нужно было успешно пройти - обратиться к учителям. Да так, чтобы они пришли работать именно к нам. И я снова рассказал историю создания нашей школы. Долгие годы директором школы была Анна Георгиевна Баринова. Именно этот человек предложил присвоить поселку имя погибшего в 1945 году младшего сержанта Виктора Семеновича Исакова. Так, благодаря ей, на карте Калининградской области появились Большое Исаково и Малое Исаково. И когда наша новая школа была построена, мы предложили назвать улицу в честь ныне живущего директора школы. «Школа будущего» находится на улице Анны Бариновой. Этой иллюстрацией я хотел донести до жюри главное - учитель продолжает оставаться важной личностью не только в жизни школы, но и в жизни поселка, города, в истории, настоящем и будущем страны. И после этого заслуженный учитель России, известный педагог Евгений Александрович Ямбург сказал, что уже сейчас готов работать в нашей школе. Да еще за пол зарплаты. А мы его ловим на слове!

- Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева часто, обращаясь к учителям, говорит о необходимости повышения качества выпускников школ. Вот, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать выпускник «Школы будущего»?

- Наш выпускник нравственен. Это - превыше всего. Человек знающий, но безнравственный, опасен для общества. Наш выпускник - порядочный, достойный. Это человек, наделенный смыслами. Понимающий, для чего он учится, живет, строит свою жизненную траекторию именно так. Где-то в середине оценочной шкалы я бы поставил - знания, умения, навыки, компетентность нашего выпускника. Чтобы его никогда не покидало желание расширять багаж знаний. Далее - наш выпускник покидает школу здоровым. Это очень важный момент. И завершить описание выпускника я снова хочу словом «нравственность». Пусть наши выпускники умеют любить - Родину, родителей, людей. И пусть обязательно умеют прощать.