Как предсказывала «КП», лауреатом приза за лучший фильм стали «12 лет рабства»
Фото: REUTERS
Как предсказывали почти все аналитики, лауреатом приза за лучший фильм стали «12 лет рабства» – драма о страданиях свободного черногожего Соломона Нортапа, в середине XIX века похищенного злодеями и проданного на плантации. Впервые за «Оскаром» на сцену вышел Брэд Питт – как один из продюсеров картины. Картине достались также призы за лучший сценарий и лучшую роль второго плана (дебютантка родом из Кении Люпита Ньонг’о – прелестная девушка, которая произнесла самую эмоциональную речь).
В главной категории «Рабство» обошло популярнейшую «Гравитацию», фильм о том, как двое астронавтов (Сандра Буллок и Джордж Клуни), оказавшись одни в открытом космосе, пытаются вернуться на Землю. Однако и «Гравитация» не осталась в накладе: призы впервые получили два великих мексиканца, режиссер Альфонсо Куарон и оператор Эмманюэль Любецки. Всего же у «Гравитации» на счету – семь статуэток.
Лучшей актрисой назвали великую Кейт Бланшетт за роль в «Жасмине» Вуди Аллена. Лучшими актерами – Мэттью МакКонахи (главная роль) и Джаред Лето (роль второго плана). Первый сыграл в «Далласском клубе покупателей» электрика, заразившегося СПИДом и начавшего потихоньку продавать не разрешенные в США лекарства от болезни, второй – трансвестита, одного из покупателей этих лекарств. МакКонахи обошел Леонардо ДиКаприо, претендовавшего на приз за роль в «Волке с Уолл-Стрит», что вызвало дружный вой негодования – особенно со стороны тех, кто «Далласский клуб» не смотрел и не посмотрит.
Лучший мультфильм – диснеевское «Холодное сердце». Ему же ушел приз за лучшую песню, причем ее авторы умудрились обойти Боно из U2, номинированного за песню из биографического фильма о Манделе. Лучший иностранный фильм – итальянская «Великая красота».
Сама церемония оказалась традиционно безразмерной (три с половиной часа), скучной, набитой однообразными ритуальными благодарственными речами и бессмысленными нарезками сцен из великих фильмов прошлого. Ведущая Эллен ДеДженерес все бегала по залу, фотографировалась на мобильник с кинозвездами, и в какой-то момент, приговаривая «Проголодались, поди?» начала раздавать им куски пиццы на пластмассовых тарелочках. Но не особенно все это было смешно – особенно если представить капли жира, стекающие из тарелки какой-нибудь Джулии Робертс прямо на ее роскошное платье.
В начале ДеДженерес в шутку сказала членам Киноакадемии: «Есть два варианта развития событий: или «12 лет рабства» получат «Оскара», или вы – расист!» Формулировка блестящая и очень точная. Фильм Стивена МакКуина – неплохой, с отличными актерскими работами; но главный киноприз планеты он получил из-за того, что правильный. Что-то тут неуловимо напоминает о Московском кинофестивале 1963 года, когда идеологически выдержанная, проповедующая добро и честность драма о прорабе «Знакомьтесь, Балуев!», которую весьма настоятельно рекомендовали наградить в Кремле, лишь чудом не обошла «8 1/2» Феллини. На «Оскаре» у фильмов типа «Знакомьтесь, Балуев!» шансов гораздо больше. Рекомендует уже не Кремль, но собственная совесть. Каждый из 6 с лишним тысяч членов Киноакадемии может выразить гражданскую позицию: рабство – это плохо. Поэтому картина переходит дорогу картинам более интересным – «Гравитации», «Далласскому клубу» или «Ее» Спайка Джонса.
Какой дурак станет спорить: рабство – это чудовищно, чернокожие – такие же люди, как и белые, и об этом периодически надо напоминать широким народным массам, что МакКуин и делает. Но что получается: сейчас некоторые (например, корреспондент Reuters) прямо начинают репортажи с сообщения: ура, историческое событие, впервые в истории «Оскар» получил фильм, снятый чернокожим режиссером! Словно раньше чернокожих никогда не награждали и не пускали в зал. Примерно так же в 1993-м году Том Хэнкс («Филадельфия») обошел Лиама Нисона («Список Шиндлера») – просто потому, что играл больного СПИДом гея. Тот же восторг: а-а-а, впервые наградили за роль больного СПИДом гея!
Конечно, на»Оскаре» может победить и легкомысленный «Артист», и «Король говорит», и «Операция «Арго». Но в данном случае… Как говорили в «О бедном гусаре замолвите слово», – «тема хорошая». С точки зрения академиков, куда уж лучше, чем в других картинах
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Невеликая красота Церемония вручения главных кинематографических призов мира прошла без единой неожиданности Колонки про раздачу «Оскаров» можно писать с закрытыми глазами задолго до церемонии. И хочешь ошибиться — увы. Шансов не победить у соцреалистической исторической драмы Стива Маккуина «12 лет рабства» практически не было. Судите сами: в центре событий — невероятная, и тем не менее реальная история о том, как свободный и гордый черный человек Соломон (номинант Чиветел Иджиофор) был вероломно продан в рабство и перемещен из прохладного либерального Нью-Йорка в жаркую, мракобесную Луизиану. (читайте далее)
Невеликая красота
Церемония вручения главных кинематографических призов мира прошла без единой неожиданности