Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Победа7 мая 2014 22:00

Аджимушкайские каменоломни: Защитники Керчи ели траву, слизывали воду со стен, задыхались от газа, но не сдались

В беспримерной подземной войне выжить смогли лишь несколько защитников города-героя
Источник:kp.ru
В 1942 году Михаил Петрович Радченко был чуть старше сидящих за его спиной школьников.

В 1942 году Михаил Петрович Радченко был чуть старше сидящих за его спиной школьников.

До наших дней дожил только один - 86-летний керчанин Михаил Радченко. Он рассказал «Комсомолке» о том, что пережил мальчишкой.

«Люди рвались наверх глотнуть воздуха…»

Даже сейчас в каменных коридорах на 30-метровой глубине чувствуется запах гари. Кажется, защитники все еще здесь и это их голоса шелестят ветерком, гуляющим по штольням. Закопченные своды придавливают к полу. А на нем, в нишах-пещерах нынешнего подземного музея, - поржавевшие кружки, солдатские каски, остатки оружия. Детские игрушки...

Прошибает до слез.

15-летний Миша Радченко спустился сюда вслед за солдатами. Они уже успели перенести из города в подземный гарнизон остатки провианта и оружие. Мальчишке казалось: здесь самое надежное укрытие.

- Фашисты не рвались в бой. Действовали проще. Установили у входа в каменоломни машину, и она закачивала газ в подземелье, - вспоминает Михаил Петрович. - Люди бегали в панике, задыхались, рвались наверх, чтобы глотнуть воздуха. Их расстреливали из пулеметов.

Но ответ был адекватным. Выбираясь ночью из-под земли, аджимушкайцы били нацистов сколько хватало жизни. Из каждой атаки не возвращались десятки, сотни бойцов.

- Я выполнял задания как солдат, хотя и мальчишка, - продолжает Михаил Радченко. - Ходил в разведку, стоял на дежурстве. Ползал за водой, пацану это было сподручнее. Пока немцы не обнаружили и не обнесли проволокой наши лазы, установив возле них пулеметы.

Вблизи подземелья находилось всего два колодца. Но вскоре и они были отравлены - немцы закидали их телами убитых советских воинов. Чтобы не погибнуть от жажды, под землей создали группы «сосунов» - молодые ребята губами высасывали воду, оседавшую на стенах и потолках, и собирали ее в кружки. Пыль забивала легкие, надсадный кашель... Потому и вода была густо покрашена кровью.

«Ампутации делали без обезболивающих…»

- Солдатскими касками мы вырыли под землей 14-метровый колодец. Вода в него пришла, - рассказывает Михаил Петрович. - Но когда фашисты это поняли, то начали взрывать бомбы наверху, чтобы обрушить своды и завалить источник. Вот тогда начался настоящий ужас - обваливались своды, камни давили людей, раненым было невозможно помочь. Долго были слышны в полной темноте их крики и стоны...

Раненых относили в госпиталь - его соорудили в самом глубоком и безопасном лабиринте. Лекарств не было. Ампутации и другие сложные операции проводились без обезболивающих, их заменял глоток спирта. Медсестры пытались хоть как-то скрасить жизнь раненых, устраивали для них «санатории» - укладывали в местах, откуда сквозь расщелины можно было увидеть небо.

Еды не было тоже. Партизанам приходилось жевать траву, которую собирали во время ночных вылазок. Позже фашисты выжгли вокруг каменоломен и траву.

- Светильники мы делали из стреляных гильз, наливали в них отработанное машинное масло и вставляли фитили. Люди чернели от сажи, - вспоминает Михаил Радченко. - В пещерах, где не было возможности сделать такую подсветку, натягивали на стены телефонные кабели и по ним перебирались вслепую...

В ночь на 2 июля 1942 года бойцы, узнавшие о падении Севастополя, устроили самую крупную вылазку в истории подземного гарнизона. Месть была сокрушительной, в бою взяли много немецкого оружия. Но граната взорвалась в руках командира, полковника Павла Ягунова, когда он осматривал трофеи...

Его единственного похоронили в гробу, сколоченном из ящиков от патронов.

Двадцать шесть их было, двадцать шесть…

К концу подземной обороны в каменоломнях осталось всего 26 бойцов. От умирающих обессиленных мужчин Мишка Радченко получил приказ выбраться наверх и найти партизан. Но до партизан мальчишка не дошел - арестовали немцы. Только чудом его не расстреляли, отправив в лагерь для пленных. Оттуда полуживого мальчика выкупила у охранников тетка...

Михаил Радченко закончил войну бойцом роты воздушного наблюдения. Под Берлином!

Герои и мученики Аджимушкайских каменоломен застыли в камне.

Герои и мученики Аджимушкайских каменоломен застыли в камне.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Каменоломни начали разрабатывать в античные времена.

Древние греки добывали там ракушечник для строительства своих городов в Крыму. Общая длина исследованных лабиринтов - более 20 километров, глубина подземных ходов - до 30 метров.

16 мая 1942 года, после того как наши войска отступили через Керченский пролив на «материк», начальник отдела военной подготовки штаба Крымского фронта полковник Павел Ягунов вместе с будущей подземной армией, не успевшей эвакуироваться, спустился в подземелья Аджимушкайских каменоломен.

Их было 15 тысяч, в том числе 2 тысячи - гражданские жители Керчи.

Оборона в каменоломнях Аджимушкая длилась 170 суток.

Именно здесь фашисты впервые применили нервно-паралитический газ.

Освобождение Керчи началось с Керченско-Эльтигенской десантной операции, которая продолжалась с 31 октября по 11 декабря 1943 года. В ней участвовали Северо-Кавказский фронт, Черноморский флот и Азовская военная флотилия. В операции были задействованы 85 тысяч десантников, 769 орудий, 128 танков. Погибли почти все, кто высадился на берег под шквальным огнем фашистов. Но армии удалось удержать небольшой пятачок, на который в дальнейшем были переброшены наши войска. Это и помогло 11 апреля 1944 года полностью освободить Керчь.