Мечта у нас по-прежнему одна на всех - уехать отсюда как можно дальше, в Париж, в мрак загульной ночи, в Шанхай, в Тибет, на Гоа.
Эти же слова можно сказать о прекрасной постановке Кирилла Серебренникова, который поместил пьесу о вечной русской тоске, вдове-нэпманше и ателье-борделе в современный антураж и показал, что ничегошеньки в нашей натуре не изменилось. Мечта у нас по-прежнему одна на всех - уехать отсюда как можно дальше, в Париж, в мрак загульной ночи, в Шанхай, в Тибет, на Гоа. Потому что неприкаянному русскому только там хорошо, где его нет. Итак, сегодня, как и почти 100 лет назад, в одной «гиблой квартирке» собралась разношерстная компания - ее хозяйка Зоя Пельц (роскошная и рыжеволосая, как ведьма Гелла из «Мастера и Маргариты», Лика Рулла), ее возлюбленный - осколок дворянства Павел Обольянинов (Алексей Девотченко), ее нахальный братец, бродяга, авантюрист и мошенник Аметистов (веселейшим образом сыгранный Михаилом Трухиным и под эскапады с раздеванием которого здесь отдан добрый кусок первого акта), олигарх Гусь (Кравченко) с разбитым сердцем и полными карманами денег, высоченный китаец Херувим (Сангаджиев) с неисчерпаемыми запасами допинга для «отъезжающих».
Начинается спектакль футуристическим черно-белым видео с абстрактно-геометрическими фигурами, позже с заставкой перекликается появление живых людей с черными шарами вместо голов. То ли это мистика, то ли вневременность происходящего в квартире, которая тут и само пространство, где все происходит, и отдельный, живой, придуманный режиссером персонаж - молчаливая, отрешенная, грустная женщина с обреченным видом бродит меж героев. Ну а героев, если отвлечься от мистики, тут днем одевают в шелк и муар, зарабатывая на билет в прекрасное далеко, ночью раздевают, соблазняют и мечтают. Грезы в объятиях полуголых «модельщиц», в облаках кокаина и под песни со словами о «лавандовых ночах любви и цветных снах» смысл имеют зловещий. И без классика ясно, что благородные и обольстительные дамы наутро превратятся в обычных проституток, Гуся зарежут, всех арестуют, а в выигрыше здесь будет только трезвый и практичный китаец, удирающий в Шанхай с «мадамой» и деньгами.
Каким-то тоже загадочным образом во все происходящее очень органично вписываются шлягеры берлинских кабаре времен предвоенной Германии, становясь не только музыкальной составляющей, но и прямым высказыванием.
В ролях: Лика Рулла, Михаил Трухин, Алексей Кравченко...
МХТ им. Чехова.
Ст. м. «Театральная», Камергерский пер., 3.
24, 25 июня.
Цена билетов: от 350 до 2000 руб.
ЧТО ЕЩЕ ПОСМОТРЕТЬ
Сатирикон
«Кухня»
По пьесе драматурга Арнольда Уэскера, авиатора и экс-повара. На сцене святыня фешенебельного ресторана - кухня с кастрюлями, плитами, столами и холодильниками. Здесь толкутся официанты и повара. И всем им это место вовсе не кажется раем. Чего им не хватает? Оказывается, смысла - зачем вообще нужно работать.
Режиссер: Константин Райкин.
В ролях: Евгения Абрамова, Нина Андронаки, Алексей Бардуков.
Ст. м. «Марьина Роща», ул. Шереметьевская, 8.
25 и 29 июня.
Цена билетов: от 500 руб.
Студия театрального искусства
«Москва - Петушки»
По поэме Венедикта Ерофеева, написанной в 69-м, поставлена пьеса, по словам режиссера Женовача, как миф об одиночестве умного, интеллигентного, честного человека, лишнего и ненужного в этой стране. Что же касается ерофеевского мата как части (теперь уже неугодной) нашего языка, то кто знает, как в соответствии с законом будет переделан спектакль. Но пока идет как было.
В ролях: Алексей Вертков, Катерина Васильева, Григорий Служитель…
Ст. м. «Таганская», ул. Станиславского, 21, стр. 7.
26 июня.
Цена билетов: 200 - 2500 руб.