Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество20 августа 2014 14:00

Чтобы насолить бывшей жене, банкир закрыл дочери выезд за границу на одиннадцать лет

Еще и лишил ребенка алиментов
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Ксения АХМЕТЖАНОВА
Девочка стала жертвой в родительском споре.

Девочка стала жертвой в родительском споре.

Фото: Тимур ХАНОВ

Все начинается с любви

- Однажды ты просыпаешься и понимаешь, что должна бывшему мужу полтора миллиона рублей, - голос Ольги отдает спокойствием и безысходностью.

Молодая женщина попала в настоящую долговую яму стараниями некогда любимого ею человека. Со своим мужем женщина разошлась еще в 2008 году. В то время их маленькой дочке Сашеньке не было еще и двух лет. Разошлись полюбовно, хотя у них был брачный договор. Дмитрий согласился платить алименты. Ежемесячно он перечислял по 150 тысяч рублей.

Дело было в Екатеринбурге. Дмитрий в этом уральском городе занимал далеко не последнюю должность. Он до сих пор работает вице-президентом в банке. От прежней жизни Ольга уехала с ребенком в Петербург. Мужчина был не против: особой привязанности к дочке не испытывал. К тому времени у него уже была другая женщина.

Года полтора он платил алименты, а потом передумал.

- Я буду переводить теперь треть алиментов, - позвонил Дмитрий экс-супруге.

150 тысяч или 50 - разница принципиальная. Особенно для матери-одиночки.

Она попыталась уговорить бывшего мужа по телефону. Ничего не получилось. За помощью обратилась к юристу. Переписка миром не закончилась. В феврале 2011 года Ольга получила повестку в суд.

Но упирается в деньги

- Он подал иск, что я не даю ему видеться с ребенком. Требовал через суд установить график встреч с Сашей, - вспоминает Ольга. - Хотя со времени нашего развода он только трижды с ней встретился и даже не настаивал на свиданиях.

Ключевым моментом в иске было требование о выплате 25 процентов от зарплаты. Особо в декларациях Дмитрия суд не разбирался. Ограничились справкой о доходах - 80 тысяч рублей. При его должности сумма нереально скромная. Так сумма алиментов “похудела” до тридцати тысяч.

Этим Дмитрий не ограничился. Он запретил родной дочке любые выезды за рубеж. Так в жизни Саши появился железный занавес вплоть до совершеннолетия. Сейчас ребенку только семь лет.

Женщина постаралась вернуть хотя бы долг по алиментам, но и тут потерпела поражение. И вот тогда юристы посоветовали женщине поделить с экс-супругом имущество.

Это дело женщина проиграла. Более того, она оказалась еще и серьезно должна. Разъяренный муж выставил счет за суд. По всему выходило, что Ольга должна почти полтора миллиона рублей. А дальше мужчина поступил хитро: с решениями о взысканиях он пошел не к приставам, а прямиком в банк, с указанием номера счета экс-супруги. Банкиры долго мешкать не стали: они стали с этого счета забирать деньги в счет погашения долга. Только вот на эту карточку и должны были поступать алименты.

- Ситуация анекдотическая: он каждый месяц мне на счет присылает пятьдесят тысяч рублей, но они тут же списываются обратно к нему. Фактически с октября 2013 года Саша не видит деньги от отца, - говорит Ольга.

В дело вмешалась детский омбудсмен Светлана Агапитова. Она заявила о нарушении в Центральный Банк России и прокуратуру.

Последние внесли представление руководителю петербургского отделения Центробанка и потребовали устранить нарушения по списанию денежных средств.

- На кредитные организации не возложена обязанность по установлению источников поступления денежных средств, - вполне справедливо ответили в Центробанке.

На сегодня Ольга должна мужу еще пятьсот тысяч рублей, а это значит, что в ближайшие десять месяцев ее дочка снова не получит деньги. Ну а что касается железного занавеса, то тут только и остается, что ждать 18 лет.

КОМПЕТЕНТНО

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка Петербурга:

- По закону «Об исполнительном производстве», взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов. Мы выясняем, как ответил Центробанк на представление прокуратуры и почему требования надзорного ведомства были им проигнорированы. Также мы направили запрос судебным приставам.

Андрей Тындик, адвокат:

- Если рассматривать эту ситуацию по частям, то это правомерно. А итог - крайне несправедливый. Это проблема нашей правоприменительной практики. Создается такое впечатление, что женщина попала в руки к неквалифицированным юристам.

Банк, действительно, по закону, обязан был действовать по исполнительному листу. Судебное решение имеет высшую силу. А человек, если знает номер счета, имеет право прийти не к приставам, а напрямую в банк. Алименты, пока не переданы матери в руки - это алименты, как только они переданы - это просто деньги.

Но я бы на месте женщины попробовал все же оспорить судебное решение. Полтора миллиона с женщины, матери-одиночки взыскивать - это же нонсенс. Надо обращаться в Верховный суд. Если удастся обжаловать, то можно попробовать вернуть выплаченные суммы. Еще, раз пошла такая история, я бы поставил вопрос об исследовании реальных доходов этого мужа. Нужно ставить вопрос о сокрытии реальных доходов перед компетентными органами налогового контроля.