4

Лучшие фильмы Венецианского фестиваля

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
</br>Фото: кадр из фильма.«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»
Фото: кадр из фильма.

От нашего кинообозревателя Стаса Тыркина [видео]

«Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» (Россия)

реж. Андрей Кончаловский

«Серебряный лев» за лучшую режиссуру

Фильм Кончаловского, снятый за небольшой бюджет в глуши Архангельской области, оказался успешнее всех его последних, несравненно более масштабных картин. Все роли в картине исполняют местные жители (кроме екатеринбургской актрисы Ирины Ермоловой и выступившего в роли ее сына мальчика Тимура Бондаренко, уже снимавшегося в кино). Упомянутый Алексей Тряпицын - реальный деревенский почтальон. Каждый день он пересекает озеро на моторной лодке, доставляя с «большой земли» письма и пенсию односельчанам, среди которых выделяются философически настроенный алкаш по прозвищу Колобок и чувствительный мужик Коля, высказывающийся в том духе, что вот вроде бы и пенсию платят, а счастья все равно нет.

Бедность и незамысловатость сельского уклада, не меняющегося столетиями, режиссер сталкивает с устрашающей технократической реальностью, которая, как ни странно, обретается совсем неподалеку от этих прекрасных заброшенных мест. С расположенного по соседству космодрома в Плесецке запускают ракеты, но жителям окрестных деревень от этого ни горячо, ни холодно. Когда с лодки Тряпицына крадут мотор, коммуникация с внешним миром и вовсе прекращается. Почтальон вроде бы не прочь уехать в город к сестре, да только все там какое-то неродное, ни к чему душа не лежит...

Венецианское жюри не могли не пронять виды невозможной красы русской природы в сочетании с картинами невероятной же бедности. Как выясняется, русская экзотика может быть ничуть не менее конвертируемой, чем иранская или китайская, если за дело берется расчетливый и уверенный профессионал.

«Голубь сидел на ветке, размышляя о существовании» (Швеция)

реж. Рой Андерссон

«Золотой лев»

Как и прежние фильмы Андерссона, это коллекция великолепно придуманных и поставленных скетчей, объединенных общей невозмутимой интонацией и - на этот раз - общими героями, выступающими в функции цирковых коверных. Непроницаемые лица персонажей выбелены, чтобы не оставалось сомнений в том, что всех их с нетерпением поджидает Девушка-с-Косой. Если предыдущий фильм Андерссона имел название «Ты, живущий», то новый можно было бы назвать «Ты, смертный» или «Ты, умирающий». Такой подход к жизни как к полусмерти абсолютно логично уравнивает в экранных правах персонажей давно почивших и еще только собирающихся это сделать. Поэтому король Карл XII по пути на войну с «этим русским» прямо на лошади заворачивает в современный бар и приказывает прогнать оттуда всех женщин и выпороть пользователей игровых автоматов. Поэтому современный высший свет «пытается повеселиться», наблюдая, как англичане в пыльных пробковых шлемах сгоняют черных рабов, их жен и детей в медный барабан, утыканный граммофонными трубами, из которых вылетают музыкальные стоны, когда жертв поджаривают на медленном огне. Кому нужны банальные мешочки со смехом, когда давно изобретены куда более оригинальные игрушки?

«Голодные сердца» (Италия)

реж. Саверио Костанцо

Призы за лучшие мужскую и женскую роли

Актеры Адам Драйвер и Альба Рорвахер удостоились актерских призов за неровную, хотя и небезынтересную картину. В центре которой - история молодой семейной пары вегетарианцев, взаимоотношения которой завязались в общественном туалете китайского ресторана в Нью-Йорке, где он и она умудрились застрять. Потом была любовь-морковь, накрывшаяся медным тазом после рождения ребенка. Молодая мать, свихнувшись на здоровой пище, кормила ребенка исключительно свеклой и брюквой, самолично выращенной ею на крыше. Молодой отец не мог спокойно наблюдать, как на глазах худеет и чахнет их младенец-индиго, и задумал отобрать его у жены. В моменты сползания вегетарианки в безумие режиссер прибегает к старым операторским фокусам, надеясь приблизить свое кино к шедеврам Поланского «Отвращение» и «Ребенок Розмари»...

«Бердмен» (США)

реж. Алехандро Гонсалес Иньярриту

Автор «Вавилона» и «Суки-любви» и его выдающийся оператор Любецкий предъявляют театр как космос. Так же камерно и с тем же размахом, как в «Гравитации», тот же Любецкий предъявлял космос как театр - сначала двух, а потом одного актера. Не игрушечный микрокосм, не пошлый «весь мир театр», а полноценная сложная и опасная вселенная, где каждый вечер парад планет, где у каждой планеты своя орбита, а столкновение с критиком «Нью-Йорк таймс» может стать причиной крушения - совсем как столкновение с метеоритом. Экс-Бэтмен Майкл Китон в роли Бердмена играет извечную драму своей профессии, которую знает как никто. Актер, ставший заложником одной роли и вышедший в тираж, но с этим внутренне не согласившийся и готовый все отдать ради перемены участи. Он в жесточайшем кризисе, из которого может выйти только победителем - слишком уж многое поставлено на карту.

«Взгляд тишины» (Дания - Индонезия)

реж. Джошуа Оппенхаймер

Гран-при жюри

Член жюри Тим Рот справедливо назвал шедевром эту документальную картину, в которой режиссер продолжает тему массовых убийств в Индонезии, поднятую его номинированным на «Оскар» фильмом «Акт убийства». Главный герой, специалист по подбору очков, объезжает индонезийских стариков с целью улучшить их зрение и попутно выведать у них подробности геноцида 1965 года, когда за несколько дней было зверски убито около миллиона человек. Одним из этого миллиона был его ни в чем не повинный старший брат. Бывшие палачи, окруженные почетом и уважением, не испытывают никакого раскаяния, продолжая доверять пропаганде, внушившей им, что убивать не верящих ни в бога, ни в семейные ценности «коммунистов» совсем не грех. Выслушав в подробностях, как именно казнили их сына и брата, главный герой и его 100-летняя мать обнимают сморщенных старых вампиров и прощают им грехи их.

Еще больше материалов по теме: «Венецианский кинофестиваль - 2014»

Поделиться:
Подпишитесь на новости:
4
 

Читайте также

Новости 24