Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество11 сентября 2014 17:07

Сказка о потерянном Феликсе

Наш обозреватель видит в восстановлении памятника Дзержинскому искренний порыв масс
Источник:kp.ru
Российские коммунисты принесли за ноги и за голову «нежелезного» Феликса из Украины, поставили на Лубянской площади и ... унесли в офис

Российские коммунисты принесли за ноги и за голову «нежелезного» Феликса из Украины, поставили на Лубянской площади и ... унесли в офис

Фото: РИА Новости

Когда певец Андрей Макаревич причитал, мол, жизнь прожита зря, я думал:

- Ты-то еще о чем толкуешь! Катался как сыр в масле, обласкан федеральными каналами, долларовый миллионер, небось.

Но вот восстановили памятник Дзержинскому, и я испытал что-то подобное. На один день, на день рождения Феликса. Крошечную копию вместо величественного монумента. Пародию на былое величие. А все равно я расстроился. Вообще, изначально глупо как-то все получилось.

Я хорошо помню, как его сносили. Перемен требовали наши глаза, мне было чуть за 20, благодаря «Огоньку» я прекрасно знал, что за человеком был этот «Железный Феликс», но вот смотрел, как стаскивают его, и думал:

- Ну а вот это зачем? Зачем тратить энергию на железки? Вам что, истукан помешал?

И вот недавно, проходя мимо Лубянской площади, нелепой и пустой, подумал о том же: был ансамбль, взяли, исковеркали, другого ничего не предложили. Эпоха, которая свергает символ, но не может его заместить своим – она так себе эпоха, если честно. Один вандализм получается.

Ну вот вернули теперь пародийно и шутейно. «Пробный камень», наверное. А вдруг потребуют москвичи полноформатного Феликса. Ура-ура? Не уракается мне, товарищи. И вот почему.

Снос памятника при своей бессмысленности знаменовал собой смену эпох. Наступила рыночная экономика и какое-то подобие демократии. Поскольку я был достаточно молод, я не сильно плакал об утраченной стабильности, ведь из позднего СССР я застал скорее морщины социализма. И погрузился в освоение этой новой реальности.

В принципе она мне понравилась. Что обещали вражеские «голоса» - то мы и получили. Новые возможности. Но и колоссальные риски. Теперь почти все зависит от тебя. В целом мне понравилось. Я помню это специфическое советское хамство, через которую, как через стену из мусорного ветра, нужно было пройти, чтобы хоть чего-то достичь. Я помню эти фантастические акты унижения – когда учительница на виду всех состригала «слишком длинные патлы» с одноклассника, а он плакал. Сегодня если тебя что и унижает – так это собственная бедность, из которой ты имеешь шанс вырваться. В конце концов, сегодня можно забить на деньги, жить духовным, и это будет сознательный вольный, а не вынужденный, выбор.

И вот все это заканчивается, советское время как бы на мгновение вернулось в виде ключевого своего символа. Люди, которые решили в это поиграть, конечно, руководствовались именно идеологическими, а не архитектурными, соображениями. Какие архитектурные, если копия – пигмей против оригинала. Паники нет: я сколько-то сознательных лет прожил при СССР, знаю, как надо себя вести, не пропаду. Мне просто непонятно: а зачем вот все это было, между сносом и восстановлением? Зачем пришлось приобретать совершенно теперь ненужные опции и правила жизни? Я не такой ярый антикоммунист, каким был в задорном возрасте, я готов признать многие плюсы советского строя, мне просто жалко потерянного времени.

ПОДРОБНОСТИ

Дзержинского вернули на Лубянку с понижением

11 сентября, в 137-летие со дня рождения Феликса Эдмундовича Дзержинского, памятник основателю ЧК вернулся на то место, откуда его свергли в августе 1991-го. Маленькую копию (примерно 1метр 70 см. вместе с постаментом) знаменитого памятника группа сторонников КПРФ принесла и поставила на клумбу перед зданием ФСБ на Лубянской площади (читайте далее)

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Я не за такое возвращение СССР

Ульяна СКОЙБЕДА

Все знают, что я последовательный сторонник возвращения СССР. Родина, величие - все мне там нравится.

Но сегодня, когда в эфире появилась ссылка: “Памятник Дзержинскому восстановили на Лубянке” (и фотография памятника усилиями фотошопа там была полноразмерная, правильная), я... испугалась.

Было похоже на сцену из фильма “Окно в Париж”, в котором скрипача-эмигранта с завязанными глазами привезли с Монмартра к памятнику Ленину в Ленинграде, и - та-да-дам... (читайте далее)