Алексей Серебряков и Ася Домская легко нашли общий язык. Фото: кинокомпания «Марс Медиа».
На крохотной кухне квартиры с облупившимися стенами семечке яблока негде упасть. Камеры, свет, реквизит занимают узкий пятачок вокруг стола. Полумрак и интим. Чистый артхаус. За столом сидят трое - народный артист России Алексей Серебряков, заслуженная артистка России Агриппина Стеклова и дебютантка Ася Домская. Именно такой состав собрал Сергей Пускепалис для съемок своего первого фильма «Клинч».
«Глаза - это главное!»
- В центре сюжета - клинч отношений между поколениями некст и людьми моего возраста, - поясняет взрослый кинорежиссер-новичок. - Разница между нами существенная, они - жители России, а мы - все еще СССР. У нас разные понятия о жизни, любви, истине. В «Клинче» все это сталкивается и появляются ответы или... еще большие вопросы. Но в основе основ - самоидентификация главного героя, учителя Федорова.
Учитель литературы Федоров (Алексей Серебряков) оттарабанил две смены в школе, посетил собрание, выслушал нотацию от директора и пошел было домой. Но не тут-то было: странная незнакомка, подкравшись на школьном пустыре, выхватила из его рук портфель и попыталась слинять. Федоров - не промах. Догнал, вернул портфель и собрался уходить, как вдруг похитительница (Ася Домская) начала громко плакать и обвинять педагога в том, что он довел до самоубийства ее подругу. А потом и вовсе угрожать расправой! Взбешенный Федоров затыкает барышне в парике кляпом рот и притаскивает домой. На радость жене (Агриппина Стеклова) и сыну (Вячеслав Евлантьев).
Противостояние учителя и школьницы перерастает в странную историю сближения. Фото: кинокомпания «Марс Медиа».
Сергей Пускепалис - тонкий актер с внешностью боксера - успел порулить театрами в Самаре, Магнитогорске, Ярославле. Но за кино взялся впервые. С рацией и в любимой красной кепке он следит за каждым движением, кивком, взглядом актеров. Периодически поправляет:
- Теперь лица берем крупно! Глаза крупнее сделаем, ребята. Это самое важное.
Сцена разборки с бритой хищницей получается абсолютно камерной. По сути - театральной. Девушку сажают на обувной комод, камера берет актеров в профиль - на втором плане видны залежи книг и пыльные куртки.
- Все очень просто, - с ходу объявляет Вита жене учителя. - Я беременна от него!
Каждый кадр Сергей Пускепалис выверяет с математической точностью. Фото: кинокомпания «Марс Медиа».
Герои вступают со странной девчонкой в изнурительный клинч (на языке боксеров - сцепка на ринге, которая позволяет слегка восстановить силы, потянуть время и не биться. - Авт.). А Пускепалис едва сдерживает смех, прикрываясь кулаком. Камера все это время снимает немую сцену в коридоре.
- Большой разницы между театральной и кинорежиссурой не существует, - уверен режиссер. - Есть разница технологий, но все это я успел изучить, когда сам снимался. Так что мое киноактерство можно считать этаким ВГИКом. Приступая к «Клинчу», хорошо знал, как делается кино, от кастинга, запуска до построения кадра.
Агриппина Стеклова (слева) исполнила роль жены учителя. Фото: кинокомпания «Марс Медиа».
Рядом с режиссером - огромный талмуд. В переплете - раскадровка. Буквально пошаговая прорисовка каждой сцены. Периодически Пускепалис ныряет туда взглядом, чтобы не отступать от заданного курса и не свалиться в импровизацию.
- Сценарий мне немного напомнил «Доживем до понедельника», только у нас более жесткий, современный вариант, - улыбается продюсер картины Рубен Дишдишян. - Пожалуй, таких фильмов про школу у нас еще не было, а тема очень актуальная.
«Компас точно показал на Серебрякова»
В общей сложности съемки продолжались чуть больше месяца и проходили в Москве и ближайшем Подмосковье. По жанру Сергей Пускепалис определяет «Клинч» как трагикомедию и психологический боевик одновременно. Многие наверняка сразу вспомнят мытарства учителя Служкина из картины Велединского «Географ глобус пропил». Но Пускепалис считает, что сходство лишь одно - профессия. Во всем остальном картины диаметрально противоположны.
Фото: Первый канал
- Когда мы определялись с кандидатурой главного героя, компас точно указал на Алексея Серебрякова, - вспоминает режиссер. - И мы стали доделывать историю конкретно под него. И когда я показал ее Серебрякову, мы вместе с ним прошли по сценарию, что-то поправили. Интересные предложения внес Леша по режиму дня своего персонажа. И после этого история раскрутилась: я понял, кто у него должна быть жена, кто - сын, кто - возмутительница спокойствия. Федоров - планета, вокруг которой все крутится. И сейчас я вижу Лешу в кадре и понимаю: это тот учитель, тот Федоров, который у меня жил в голове. Другого учителя и быть не могло для этой истории.
Необычную историю «Клинча» придумал и написал драматург и давний приятель Пускепалиса Алексей Слаповский (сценарист сериалов «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Участок» и др.). Сперва это была пьеса, которую Пускепалис, как уверяет сам, с оглушительным успехом поставил в Уфе в 2005 году, затем она усилиями Слаповского же превратилась в полноценный сценарий.
Музыку к фильму написали еще одни добрые приятели режиссера - группа «Би-2».
- Наша удача, что музыкальную часть взяли на себя ребята из «Би-2», - комментирует режиссер. - Мало того, они сейчас работают над новым диском, все темы которого будут написаны на основе сюжета фильма.
Самая волшебная съемка состоялась в последний, или, как модно говорить, крайний, день. Алексея Серебрякова и Асю Домскую отправили в космос!
- Любой актер, попавший в руки Сергею Пускепалису, - счастливчик, - уверена Ася Домская, которая побрила голову специально для роли. - Что бы ни происходило, он всегда поможет, подскажет и направит. Я чувствую защиту и опору.
Фото: Кинокомпания Star Media
Полет снимали в хромакейном павильоне - то есть на фоне зеленого полотна специальной ткани, которую потом мастера графики превратят в звездное небо. Каскадеры подняли Алексея Серебрякова и Асю Домскую на тросах на несколько метров и по команде режиссера медленно раскачивали и поворачивали актеров, создавая иллюзию полета. В таком возвышенном состоянии артисты провели пару часов, после чего Пускепалис объявил: «Стоп! Снято!» - и поздравил группу с завершением работы над «Клинчем».
Картина производства компании «Марс Медиа» планируется к выходу на большие экраны в 2015 году.
ЧТО ЕЩЕ СНИМАЕТСЯ
«Жизнь после жизни»
Режиссер-постановщик: Михаил Вассербаум.
Продюсеры: Никита Суслов, Влад Ряшин.
В ролях: Александр Робак, Павел Трубинер, Анатолий Кот, Светлана Урсуляк, Вадим Андреев, Антон Кукушкин, Дмитрий Суржиков, Ольга Волкова.
Формат: сериал.
Юрий Мазуров и Сергей Воробьев владеют успешным бизнесом. Юрий убивает Сергея, желая завладеть его долей. Однако Сергей, боец по натуре, не желает легко расставаться с жизнью. Попав на небо, он уговаривает диспетчера небесной канцелярии вернуть себя в мир людей. Сергей возвращается на землю в теле неудачливого самоубийцы Хорькова, чтобы защитить беременную подругу Свету и попутно прожить еще одну, пусть небольшую, но крайне насыщенную жизнь.
Выход: Первый канал, 2015 год.
«Ищейка»
Режиссер-постановщик: Дмитрий Брусникин.
В ролях: Анна Банщикова, Андрей Казаков, Дмитрий Куличков, Владислав Павлов, Владимир Николенко, Эдуард Чекмазов.
Продюсеры: Дарья Лаврова, Влад Ряшин.
Формат: сериал.
«Ищейка» - это адаптация американского телесериала The Closer с Кирой Седжвик в главной роли. The Closer пережил семь сезонов и успешно транслировался на телеканале TNT с 2005 по 2012 год.
Подполковника полиции Александру Кушнир перевели из УВД крупного города в маленький приморский городок и назначили начальником уголовного розыска. Мужской коллектив настороженно относится к новому руководству. Но благодаря своей логике Александра успешно раскрывает тяжкие преступления и быстро завоевывает авторитет.
Выход: 2014 год.