Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+4°
Boom metrics
Туризм23 сентября 2014 0:00

Приморский дайвер Виталий Ершов: Давайте нырять в Приморье!

В заливе Славянский Хасанского района подходит к завершению сезон подводных приключений
Славянский залив Хасансого района - настоящая жемчужина для Приморского туризма. Фото: Григорий БЛЕДНЫХ.

Славянский залив Хасансого района - настоящая жемчужина для Приморского туризма. Фото: Григорий БЛЕДНЫХ.

Заблуждаются те, кто считает лучшими местами для дайвинга исключительно южные моря. Да, там и сезон часто продолжается круглый год, и нырять комфортнее, и экзотики хоть отбавляй. Но ограничиваться лишь тепличными условиями для приморцев не только неспортивно, но, если хотите, непатриотично. В этом нашего корреспондента убедил дайвер, в послужном списке которого порядка шести тысяч погружений в 30 точках мира. Виталий Ершов живет в Хасанском районе, а акватория залива Славянский – практически его второй дом.

Большая популяция Нерпы, сохраняется благодаря уникальной экологии залива. Фото: wwf.com

Большая популяция Нерпы, сохраняется благодаря уникальной экологии залива. Фото: wwf.com

- Виталий, вы ведь уроженец сугубо сухопутного Туркменистана, а юность провели на Урале. Каким бризом вас в Приморье принесло?

- Всем мне Южный Урал нравился: и погодой, и горами, и озерами. Одно плохо – там океана нет. Поэтому, начитавшись книжек про моря и путешествия, сразу после окончания школы поехал я к ближайшему океану – Тихому, в его япономорском варианте. Потом была Находкинская мореходка, затем в Приморском пароходстве на танкере «Капитан Швецов» побегал по северам: Анадырь, Провидения, Эгвекинот (Ыгвыкынот – правильнее, пожалуй, будет), потом - служба в ВМФ, в том числе на крейсере «Адмирал Сенявин» в Приморье.

Закономерно, что, оказавшись на юге Приморья, подался я в постоянно действующую экспедицию Тихоокеанского океанологического института в бухте Витязь. Летом работал водолазом, зимой - кочегаром. Когда организация «скончалась», еще поработал в разных местах водолазом. А потом выучился на Дайвмастера НАУИ (Divemaster NAUI) и Ассистента Инструктора ПАДИ (PADI Assistant Instructor). Когда границы открыли, стал понемногу ездить по миру: Китай, Таиланд, Южная Корея, остров Сайпан. Даже пару месяцев поработал в Египте в немецкой дайвкомпании. Но мое настоящее место под солнцем – Приморье, Хасанский район, Славянка.

- Понятно, что географический простор для сравнения подводных красот у вас богатый. Но чем Славянский залив привлекателен для дайверов?

- Конечно, если человек живет где-нибудь в центральном регионе России и строит планы, где ему понырять во время летнего отпуска – на Дальнем Востоке или, допустим, на Красном море, расходы на путешествия выйдут примерно одинаковые. Тут и морскому ежу понятно, куда падет выбор.

Но!.. А где трудности и опасности, где российский менталитет – «рубаха пополам и душа вдребезги»?!

Нет, конечно, ничего плохого нет в том, что человек к теплу и комфорту стремится, но, с другой стороны, без отсутствия трудностей мы все как-то мельчаем, что ли… Я, например, когда вижу дайвера, упакованного во все суперсовременное снаряжение и презрительно цедящего сквозь зубы: «В России вода холодная и сервиса нет…», мне хочется сказать: «А иди-ка ты, парень, на... Мальдивы»… У нас в Хасанском районе можно увидеть такие красоты на суше и с такими «нырялками», что и за границей не везде увидишь!

Фантастический и разнообразный мир обитателей морской фауны. Фото: wwf.com

Фантастический и разнообразный мир обитателей морской фауны. Фото: wwf.com

- Какими находками на дне морском вы можете похвастаться?

- Баклан – не особо интересная, на мой взгляд, для ныряния бухта. Северная – более любопытна, очень чистая. Неслучайно именно там сейчас разводят морского гребешка*. А что касается в целом Славянского залива, он весь интересен, особенно для начинающих. В районах островов, которыми богат залив, за долгие годы происходило множество кораблекрушений. Приходилось находить бронзовые подшипники, медные иллюминаторы. Суда здесь гибли и иностранные - мы находили на дне японский фарфор, например. Лично мне интересны затонувшие суда раннего советского периода. В той же Северной мой сын нашел ржавую шашку. А я сам поднял сахарницу с надписью РККА (Рабоче-крестьянская Красная Армия). В районе острова Де-Ливрона на дне и сейчас лежат останки шхуны, в которых тоже сохранился достаточно старый фарфор. Все это еще с тех времен, когда в наших водах появилось регулярное мореплавание.

Не надо только увлекаться морем как «бесплатным магазином», куда надо нырнуть и затариться. Не брать лишнего – мой давний принцип.

- А каково отношение к подводной охоте?

- Я этого не люблю. Вот покормить под водой камбалу, погладить ее - это удовольствие. Для меня погружения имеют в первую очередь созерцательный интерес. Тем более есть на что посмотреть: актинии, асцидии - красота. Вообще, биология интересная. Возле того же Де-Ливрона мне довелось встретить двухметрового манту - это скат. Интересно наблюдать за палтусовидной камбалой. Причем на мельтешение мелких рыбок днем взгляд как-то замыливается. А ночью несчастная одинокая рыбешка, попавшая в луч подводного фонаря, может вызвать бурю эмоций. Вообще, дно у нас очень богатое, у начинающих дайверов вызывает бурю восторга. Ну а я, честно говоря, уже на эти эмоции смотрю несколько снисходительно - с высоты, или глубины, своих шести тысяч погружений.

- Что скажете о состоянии залива с точки зрения экологической безопасности?

- Большой плюс - то, что Славянский в составе Амурского залива выходит на открытый океан. Само море чистое, а что касается общих вопросов экологии, конечно, есть чего желать и над чем работать. Много мусора. Но, к сожалению, эта печальная тенденция характерна для всех акваторий, где присутствуют люди, - и в Индонезии, об Индии лучше вовсе не вспоминать. И, хотя проблема загрязнения моря – общемировая, я бы не сказал, что в Хасанском районе какая-то сложная ситуация.

Но печально наблюдать, когда на пляже располагаются отдыхающие, а рядом с ними валяются чьи-то бутылки, пакеты и прочий хлам. А самое грустное, что они и не замечают уже мусора, привыкли жить в такой обстановке.

Во времена нашей молодости я помню планету несколько чище. И, когда я вожу детей на море, мы начинаем с того, что убираем берег, а потом уже занимаемся тем, ради чего выехали.

Фантастический и разнообразный мир обитателей морской фауны. Фото: wwf.com

Фантастический и разнообразный мир обитателей морской фауны. Фото: wwf.com

- Виталий, насколько, на ваш взгляд, ощутимо влияние стоков на акваторию Славянки?

- Если не считать мусора, то акватория чистая, несмотря на то, что рядом находится поселок Славянка, где отдыхает множество людей, где есть промышленные предприятия и куда приходит много судов. Судя по богатству подводной флоры и фауны, море справляется. Я как человек ныряющий радовался бы, если по океану ходили бы парусные суда или с двигателями на солнечной энергии, но пока человечество не готово к такому повороту событий. Мы не можем навести чистоту на всей планете, но должны хотя бы пытаться сделать чище те места, где сами живем.

Собственно поэтому я сейчас работаю в аварийно-спасательной службе, недавно созданной в ЗАО «Востокбункер». Наши обязанности - заниматься экологическим мониторингом акватории вблизи побережья Хасанского района Приморского края, очисткой морской поверхности от мусора, а в случае разлива нефтепродуктов - его ликвидацией.

* В бухте Северная действует центр марикультуры Дальрыбвтуза, в котором занимаются воспроизводством трепанга и гребешка в соответствии с научными изысканиями. Это первый на Дальнем Востоке центр марикультуры, где ведутся работы по воспроизводству ценных морских животных и организован учебный процесс. Здесь проводится круглогодичный мониторинг среды (определяются качественный и количественный состав биоресурсов, гидрохимические и гидрофизические параметры, производится забор морской воды для проведения анализа на содержание загрязняющих веществ, систематизируются факторы, влияющие на биоценоз бухты).

Мнение дайвера-новичка:

Это какой-то параллельный мир

Маруся Сонина не считает себя опытным ныряльщиком. Но в своей биографии имеет несколько погружений в экзотических морях и в акваториях Приморья тоже. Девушка считает, что в тропических водах дайвинг более «праздничный», поскольку там под водой настоящее буйство красок. А в Славянском заливе интереснее:

- На юге все очевидно. А у нас надо быть внимательным, потому что приморские подводные жители осторожны, норовят спрятаться за камушками. Причем необязательно они маскируются от страха. Может быть, как раз наоборот - сидят в засаде. В нашей группе был случай: одна дама нырнула в костюме с какой-то блестящей деталью. Маленький осьминожка своим щупальцем как присосался к украшению, так мужчины с трудом его оторвали.

Марусю особенно впечатлило погружение в районе Колонны Кекур. Там ныряльщица видела нерп, пугающихся пузырей, которые через свои аппараты выдыхают аквалангисты. Прикоснулась к осколкам снарядов на дне - когда-то эта скала была мишенью для артиллеристов во время стрельб.

- Вообще, это какое-то магическое место, просто параллельный мир, - говорит Маруся. – Дайверы говорят, что находили там какие-то молитвенные предметы чуть ли не VI века. Мне таких раритетов пока не попадалось, но, может быть, в следующем сезоне повезет больше.

В планах молодой ныряльщицы не только повнимательнее исследовать окрестности Кекура, но и познакомиться с подводным царством бухты Бойсмана, которая известна как археологический памятник. Несколько тысячелетий подряд здесь селились еще первобытные народы Приморья, привлеченные богатыми биоресурсами бухты.

Дайвер Хасанского района Виталий Ершов с новой находкой. Фото: Архив Виталия ЕРШОВА.

Дайвер Хасанского района Виталий Ершов с новой находкой. Фото: Архив Виталия ЕРШОВА.

На заметку

История с географией

Славянский — внутренний залив у северо-западного побережья залива Петра Великого. Расположен между южной оконечностью полуострова Янковского и мысом Брюса полуострова Брюса. Длина залива - около 9,3 километра, ширина на входе — 4,85 километра, глубины - до 21 метра. Кстати, на английских картах 1855 года залив носит название порта Брюс. А Славянским он стал в 1859-м с легкой руки генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского, который этим переименованием «застолбил» залив как часть русских морей.

В некоторых местах от берегов залива отходят рифы, круто уходящие на глубину 9 - 10 метров. Дно илистое, песчаное, местами каменное. При юго-восточных и восточных ветрах в залив заходит крупная зыбь. Прозрачность воды в Славянском доходит до 25 метров - это еще один весомый плюс для занятий дайвингом.

Конкретно

Актиния, какая встреча!

Славянский как часть залива Петра Великого - самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России. В его воды заходят киты малые полосатики, касатки, дельфины. К экзотическим обитателям можно отнести тропических рыб: тунца, меч-рыбу, ядовитую рыбу-собаку (фугу), саргассового морского клоуна, тигровую акулу. На глубинах, доступных аквалангистам, практически не бывает опасных для жизни ныряльщиков встреч. Крупные акулы, мощные скаты-хвостоколы, ядовитые морские змеи проникают с юга в небольших количествах и не во все годы.

Зато немало безобидных и нереально красивых подводных обитателей, таких, например, как морские асцидии. Они удивительно украшают подводные ландшафты Славянского залива. Прекрасны напоминающие цветок различные виды актиний. Дайвер может на глубине обнаружить целые «плантации» крупных актиний метридиумов. На небольшой глубине любой ныряльщик с маской может увидеть подводный «цветок», который после прикосновения к нему сжимается в слизистый комочек. На самом деле актинии - это не растения, а примитивные животные, ближайшие родственники кораллов. Интересно, что в конце прошлого века в Англии была мода содержать актиний в банках с морской водой. Популярность они снискали за живучесть и неприхотливость в содержании.

Сказано!

Академик Андрей АДРИАНОВ:

- Залив Петра Великого – жемчужина Южного Приморья и самая богатая с точки зрения морского биоразнообразия акватория России. Из 3000 видов беспозвоночных, описанных из российских вод Японского моря, 2900 известны из залива Петра Великого. В целом же на сегодняшний день в заливе Петра Великого описаны почти 4000 видов морских организмов (водорослей, морских грибов, беспозвоночных животных, рыб, морских птиц и млекопитающих). Процесс переписи морского населения продолжается усилиями морских биологов ДВО РАН.

Залив Петра Великого расположен в зоне слияния холодных бореальных и тропических вод (встречаются воды холодного Приморского течения и теплые воды Северо-Корейского течения); здесь муссонный климат; удивительное разнообразие донных и береговых ландшафтов. В силу такого сочетания природных условий, видовой состав биоты Южного Приморья не только многообразен, но и во многом уникален.

(На официальном сайте Института биологии моря имени А.В. Жирмунского ДВО РАН.)