2016-08-24T02:36:06+03:00
Комсомольская правда
49

Пять профессиональных секретов «Учителя года России» Аллы Головенькиной из Татарстана

Алла ГоловенькинаАлла Головенькина

Лучшей в стране стала преподаватель биологии из школы города Нурлат [фото]

Краткая справка. Родилась в Перми в 1973 году. Там же закончила педагогический университет. Вышла замуж и переехала в город Нурлат. Работала в коррекционной школе для детей с ограниченными возможностями развития. Затем перешла в среднюю школу № 1.

С 2011 года кроме преподавания биологии выполняет обязанности замдиректора школы по методической работе.

Замужем. Двое детей: сыну Андрею 21 год, дочери Вере - 6. Когда успевает выкроить время для занятий фотографией и фитнесом – уму не постижимо.

1. Урок – не клетка

- В наши дни так много всего, что «должен» учитель: срочно - планы, срочно - отчет, срочно – электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий. Срочно, срочно, срочно!!! – рассказывает Алла Николаевна. - Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут… Недолго. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.

А я так не хочу! Я хочу, чтобы рамок, в которые волей и неволей мы cами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке крылья мешают. Хочу расправить крылья, окунуться в творчество, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников!

Для Аллы Головенькиной урок – это творчество. А творчество – свобода.

2. Учить? Нет, помогать находить знания!

Сейчас столько источников для получения знаний! Каким воспользоваться? Алла Николаевна считает: важно научить ребят работать самостоятельно.

- Для своих учеников, я - рука помощи, которая, помогая преодолеть препятствия, приведет их к собственным открытиям, - рассказывает учительница. – Я еще сама учусь. И знаю: урок в старательном 7А пройдет совсем иначе, чем в шумном и реактивном 7Б. Самое страшное для меня – почувствовать, что ученики безучастны на уроке.

3. Сомневаться!

Алла признается: да, я сомневаюсь перед принятием решений. Сомневаюсь порой в собственных силах. А иногда, в правильности выбора.

- Ребенок не выучил урок. Ставить «два»? Почему не выучил? Может, не проявил старание… или я не смогла донести тему? - говорит учительница. - Шесть уроков подряд. Первый, второй, третий.. В классе тишина. Почему так тихо? Дисциплина? Дремота? Я начинаю искать. Искать пути решения проблем возникающих на уроке, вне урока. Сомневаюсь – и ищу. Ищу – двигаюсь. Двигаюсь – развиваюсь. Развиваюсь – побеждаю!

4. Нельзя быть скучным

- Помню, как начинала быть учителем. Массу беспокойств причинял 5Б! Веду урок. Стараюсь быть понятной, даю яркие примеры… Впустую… Пятиклашки бесчинствуют. Для себя решила: это мой последний урок в этом классе. Откажусь. Звенит звонок. И вдруг с последней парты подходит Катюша Алексеева, худенькая девочка с тоненькими косичками, и, заглядывая в глаза, спрашивает: «А ты завтра к нам придешь?». Мир вокруг меня замер! Я поняла: приду. Теперь точно приду!

Я не могу быть скучным учителем. Заунывно читать монолог – не хочу. Зевоту и скуку с уроков прогнать можно, увлекая в мир мыслительных действий. Я организатор, лидер, собеседник. Мне претит однообразие.

5. Работать – в команде!

- Даже многое знающие ученики, тем не менее, теряются в новой ситуации. Я задумалась: как быть? И поняла – нужно учить их работать в команде.

Люди – даже взрослые, что уж говорить о детях? – не умеют и не хотят принять точку зрения другого. Даже, порой, выслушать ее не в состоянии. А как учиться, если ты не можешь услышать другого, если не готов воспринять то, с чем не согласен или то, о чем еще ничего не знаешь?

Я делю класс на команды, - рассказывает учительница. – Например, в 11 классе по теме «Экология» класс делится на команды по четыре человека. Те, кто рядом сидят – это партнеры по плечу. Напротив - партнер по лицу. Каждая команда зарисовывает таблицу на листе бумаги А3. Лист разделен на сектора таким образом, что для каждого участника на листе отведено своё место. На вопрос учителя участники команды отвечают на своей части листочка, записывая как можно больше пунктов в отведенное время. Потом они комментируют мнения друг друга. Нужно слышать другую точку зрения, высказать свою, выработать общее решение. Это очень важно!

- Когда шел конкурс, мы, учителя, ходили друг к другу на уроки… , - рассказывает Алла Николаевна. - У каждого оказались очень интересные приемы. Но, работу в команде, оказалось, использует и коллега из Чебоксар! Мы каждая по-своему пришли к такой форме.

С личной странички Аллы Головенькиной в социальной сети

С личной странички Аллы Головенькиной в социальной сети

И о себе…

- Алла Николаевна, как у вас дома отнеслись к тому, что вы так надолго уехали, участвовали в конкурсе?

- Профессия учителя уникальна, потому что она требует больше внимания уделять чужим детям. Да и чужими их назвать нельзя - это твои ученики, значит – твои дети. Поэтому у меня дома уже привыкли к тому, что я много сил и времени отдаю работе.

Все наши конкурсы были показаны в интернете. Мы созванивались c домашними, и дочь мне рассказывала, какие мои уроки ей больше понравились.

- И какие?

- Как мы для обратной связи на уроке проводили через хлопки.

- Это как?

- Дети мне хлопали в ответ! Конечно, шестилетней девочке это понравилось.

- Ваш педагогический стаж уже больше 13 лет. А как вы общаетесь со своими бывшими учениками?

- Ой, мы почти «живем» в соцсетях. В Одноклассниках - c выпускниками более старших поколений и c преподавателями, с которыми училась в университете. А ВКонтакте - c учениками нынешними - списываемся, обсуждаем домашние работы, олимпиадные задания. А есть еще и скайп…

- А когда вы домом успеваете заниматься?

- Я успеваю все!

- Не может быть!

- Правда! Интернет ведь есть и дома…

- И с дочкой-то по интернету?

- Вечером обязательно - с дочерью поиграть и почитать сказку. Это время принадлежит ей и никаких других дел в это время у меня не может быть!

- Сколько часов вы заняты на работе?

Сейчас у меня 18 часов в неделю. Это минимальная ставка. Понимаете, далеко не всегда учитель по своей воле вынужден брать полторы, а то и две ставки. Конечно, за это больше платят, и это важно. Но зачастую в школах недостаточно специалистов. И учителя вынуждены преподавать больше. В нашей школе два биолога и мы справляемся.

Умение все организовать, быстро и хорошо – это свойство нашего народа, свойство Татарстана. У нас даже есть такое популярное слово – «Алга!» («Вперед»!)

- Но вы-то приехали из Перми…

- Я считаю Татарстан своей малой родиной. Я очень уважаю культуру этого народа. И благодарна Республике Татарстан за то, что здесь смогла состояться в профессии.

КСТАТИ

Финал конкурса «Учитель года России -2015» теперь пройдет в Татарстане – на родине лучшего учителя 2014 Анны Головенькиной.

РЕАКЦИЯ

- Я счастлива, что могу быть признанным учителем уже при жизни! - заявила на церемонии награждения сама победительница. - Учитель - это звучит гордо! (читайте далее)

ПОДРОБНОСТИ

Учитель года - 2014: Татарстан - лучший!

«Остановись, мгновение! Позволь тобою насладиться... Я всё успею!»

Именно так - поэтично и емко, Алла Головенькина рассказывает о себе. В «педагогической поэме», выставленной на конкурс, чуть больше тезисов... Конкурсное задание Алла Николаевна построила на уникальной методе общения с детьми.

- Как учитель, я столкнулась с проблемой, что ученики обладают высоким уровнем знаний и показывают стабильные результаты, тем не менее, теряются в новой ситуации, ограничены в гибкости мышления, что в современном быстро меняющемся мире необходимо, - делится Алла Головенькина (читайте далее)

А В ЭТО ВРЕМЯ

Школьники своему «Учителю года-2014»: мы верили, держали кулачки!

Личная страничка учительницы биологии Аллы Николаевна в социальной сети наполняется поздравлениями:

«...Поздравляю Вас с Победой! Вы Действительно достойны звания "Учитель года"! Очень рада за Вас! Хороший подарок ко Дню Учителя!...», - пишет ученица Галия Мирзагалимова (читайте далее)

Поделиться: Напечатать
Подпишитесь на новости:
 

Читайте также

Новости 24