Премия Рунета-2020
Казань
+7°
Boom metrics
Звезды15 октября 2014 16:00

Почему в казанскую оперу невозможно достать билеты?

Театр оперы и балета им.М.Джалиля прошел путь от пустых залов до очередей в кассы за месяц до премьеры. Как удалось достичь такой популярности "Комсомолке" рассказал Юрий Ларионов, замдиректора удивительного казанского театра

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

В этом году казанской опере исполнилось 140 лет. И, несмотря на обилие современных развлечений и стремительное развитие технологий, она не потеряла свою популярность в век 5d-кинотеатров и виртуальных игр. Чтобы попасть на спектакль, купить билет нужно минимум за 3 недели до нужной даты, а на премьеру вообще за месяцы. Замдиректора театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Юрий Ларионов, сидя в уютной гостиной «Комсомолки», раскрыл секреты неугасаемой популярности театра.

- Расскажите, пожалуйста, когда у театра были сложные времена?

- Я здесь работаю уже 32-й год, а директор театра Рауфаль Мухаметзянов пришел на 3 года раньше. Я пришел в оперу из ТЮЗа, играл там кота в сапогах, королей в детских спектаклях, а потом настало время заняться административной деятельностью. И я был поражен после прихода из детского театра, что в зале оперы сидело всего лишь процентов 30 зрителей... А, бывало, что 1-2 человека в зале всего. Однажды дирижер начал играть, оборачивается, а в зале никого. Спрашивает у директора: "Где зрители?", тот отвечает: "Посмотрите в буфетах" - раньше брали билеты и сидели в буфетах пили пиво... Тогда в театре сменили все руководство, и постепенно год за годом театр восстановил былую популярность и завоевал мировую известность... В 1984 году Тамара Синявская пела титульную роль в «Кармен», так люди ломали двери, чтобы попасть на премьеру. Билетера, помню, снесли...

- Как же удалось «реанимировать» оперу?

- Факторов много, это же «многослойный пирог». Во-первых, театр вкладывает значительные ресурсы в обеспечение качественных декораций и костюмов, в приглашение мировых знаменитостей — как исполнителей, так и постановщиков. Во-вторых, у нас работают самоотверженные люди, мастера своего дела. У нас отличный цех по пошиву костюмов, например. Его начальник Лилия Маслова, ей уже 70 лет, а она, как молоденькая работает, шьет изумительные наряды, многие даже не верят, что их изготавливают в Казани! В-третьих, у нас шикарная база еще со времен дореволюционной оперы. В итоге сейчас наши спектакли поставлены в лучших европейских традициях, что неоднократно подтверждали критики и зрители из разных стран мира.

Фото: Анастасия ШАГАБУТДИНОВА

У нас замечательная балетная труппа, хор и оркестр. Мы не имеем своей большой оперной труппы (зато в ней два солиста мирового уровня — Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков), а на текущие и фестивальные спектакли приглашаем лучших артистов со всего света, и они к нам тянутся. Немаловажно, что и цена у нас "не кусается" в отличие от театров Москвы, Питера, Вены... Уникальное зрелище за 750 рублей хотя бы раз в год может позволить себе каждый.

- Кто сегодня посещает постановки? Есть мнение, что в залах, в основном, сидят пожилые люди…

- Это стереотип. Публика абсолютно разная, много молодежи. А вот за рубежом, действительно, в залах сидят, в основном, пенсионеры, поэтому нам приятно, конечно, что у нас 50 на 50 молодежи и людей бархатного возраста. С другой стороны, по статистике, в оперу ходят всего 3% населения. Мне жалко остальные 97%! Они такое в жизни пропускают, ведь искусство - это такой духовный катарсис, очищение... Опера и балет - это уже давно не элитарные жанры, а демократичные. Опера - дитя любви, с равнодушным сердцем ни написать, ни сыграть ее нельзя. А любовь - чувство, доступное каждому, поэтому она близка всем. А сейчас театр переживает эпоху ренессанса, вот увидите, об этом еще напишут в учебниках!

- Возможно, вы и правы. Но сегодня некоторые СМИ негативно относятся к экспериментальным современным оперным постановкам на сцене нашего театра, например, «Любовный напиток» вызвал сильный резонанс...

- Понимаете, это делается специально. Когда пишется о чем-то плохо, это сразу привлекает внимание, у издания растет рейтинг просмотров. Если журналисты плохо разбираются в теме, это сразу видно, статьи выглядят однобоко... Ну, а истинные ценители нашей оперы, зрители, из года в год в финале постановок стоя аплодируют, что и есть главный показатель достойности выступления артистов. Зрителя не обманешь!

ЕСТЬ ПОВОД ДЛЯ ГОРДОСТИ

"Визитные карточки" театра: Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина и Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. Основаны в 1982 и 1987 гг. соответственно, являются старейшими в России. Участники фестивалей — певцы и танцовщики со всего света.

Балет "Золотая орда" — создан и поставлен в Казани. Приобрел мировую известность после трансляции на французском телеканале «Mezzo» в июне 2014 г. Балет увидели жители 46 стран Европы.

Опера «Любовь поэта» — эксклюзивная постановка Татарского оперного театра, получившая не только «Золотую маску», но и признание зрителя

Оперная дива Альбина Шагимуратова. Обладательница «Золотой маски» гастролирует по всему миру, поет в лучших театрах планеты.