Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды29 октября 2014 12:39

Портрет великого литовского гетмана побывал в плену у фашистов

В юбилейный год знакомим читателей «Комсомолки» с десятью шедеврами Художественного музея - по одному в месяц. Сегодня - последний выпуск нашего цикла [выпуск 10]

В этом году Национальный художественный музей отмечает 75-летие. За эти годы его собрание выросло до 30 с лишним тысяч экспонатов. Но, как и в любом музее мира, посетители могут видеть лишь небольшую часть его сокровищ. Она даже меньше десятой части.

В истории этого роскошного и внушительного (почти два метра в высоту) портрета Михала Казимира Огинского - великого литовского гетмана, генерал-майора, мецената и музыканта, до сих пор много загадок. Во-первых, точно не известно, где и когда он написан. В документах Национального художественного музея значится, что написан он в 1755 году, вероятнее всего, в Дрездене. Такой вывод был сделан, когда сотрудники музея сравнили этот портрет с тем, что находится в польском музее города Саноку. Польский портрет аналогичен этому, но Огинский на нем изображен не во весь рост, а по колени. Зато на тыльной стороне холста того портрета значится дата создания, 1755-й, и автор произведения - Анна Розина Лишевска. В середине XVIII века Лишевска была популярной дрезденской художницей, а Михал Казимир в 1754 году приезжал в Дрезден для награждения орденом Белого орла (высшей награды Польши). Скорее всего, с этим событием и связано создание портрета.

Михал Казимир Огинский изображен в той же позе, что и античный Аполлон Бельведерский.

Михал Казимир Огинский изображен в той же позе, что и античный Аполлон Бельведерский.

- Портрет оказался удачен и, судя по всему, понравился самому Огинскому, - рассказывает ведущий научный сотрудник отдела русского и зарубежного искусства музея Светлана Прокопьева. - Скорее всего, он был сделан для резиденции Огинского в Слониме. И в традициях того времени было выполнено несколько авторских повторений для разных усадеб и резиденций. Ведь и сегодня в основной экспозиции Исторического музея Беларуси есть аналогичный, только поколенный портрет Огинского авторства той же Анны Розины Лишевской.

В музейный фонд Беларуси портрет Огинского попадает, естественно, в советские времена. Из Слонимской ли резиденции, это сегодня уже сложно установить. Согласно сохранившимся инвентарным книгам БДМ, в 1934 году он хранился в коллекции Белорусского государственного музея. Довоенная его судьба не очень ясна. Возможно, его передали в созданную в 1939 году Картинную галерею (нынешний Художественный музей), документов на этот счет не сохранилось. Известно, что во время войны портрет, как и тысячи других экспонатов белорусских музеев, был вывезен в Германию и вернулся только к 1948 году. Но в Художественном музее он оказался… спустя почти 30 лет. В 1976 году его передали из Исторического музея. А поколенный портрет Огинского так и остался в Историческом.

На полотне Огинский изображен в торжественной позе, которая должна подчеркнуть воинскую доблесть генерал-майора. Кто-то из исследователей даже сравнил его с античным Аполлоном Бельведерским. Но вот на воинской ниве Огинский преуспел меньше всего. Он даже проиграл в 1771 году битву Суворову, хотя его войска по численности превосходили русские втрое.

Но для истории и культуры нашей страны Михал Казимир Огинский сделал невероятно много. В своей резиденции в Слониме он создал театр, даже не один, описание которых и сегодня поражает даже заядлых театралов. Маленький театр с крошечной сценой мог передвигаться с помощью четырех пар волов. Другой плавающий театр давал представления на реке Щара. Но самым грандиозным стал Новый дом оперы, который в Слониме построили по проекту итальянского зодчего. Сцена этого театра вмещала сотни актеров и статистов, на нее мог выехать певец верхом на лошади, а в пруду плавали настоящий корабли. Сам Огинский написал несколько либретто для опер для своего театра. А оркестр Слонимского театра был одним из самых больших в Европе. Именно в этот театр часто наведывался троюродный племянник Михала Казимира Михал Клеофас - автор самого знаменитого полонеза.