Премия Рунета-2020
Уфа
+28°
Boom metrics
Звезды24 ноября 2014 17:00

Михаил Задорнов: Мустай Карим гостил в Риге у моего отца

В Уфе знаменитый писатель-сатирик рассказал, почему он сегодня ничего не требует на гастролях и что заставило его отказаться от дорогого подарка, о котором мечтал
Фото: Дмитрий Никифоров

Фото: Дмитрий Никифоров

В башкирскую столицу Ми­хаил Задорнов не приезжал так давно, что точно и сам не помнит, когда выступал здесь последний раз – кажется, в начале 90-х. Но прогуляться по городу артист, к сожале­нию не успел.

- Давайте хоть на знаме­нитую Белую реку посмо­трим,- предложил Миха­ил Николаевич репортерам «Комсомолки» - и мы поеха­ли на набережную. Спусти­лись к реке в районе Белого дома.

- Ну, красотень же! Я знаю куда ехать - бывал здесь и раньше,- заметил довольный Задорнов, глядя на мерцаю­щие огоньки на противопо­ложном берегу.

- А знаете, у моего отца (Николай Задорнов - из­вестный советский писа­тель, – Ред.) есть книга про Башкирию - «Могусюмка и Гурьяныч» называется. Так там и про Салавата Юлаева есть - история как раз тех времен, о крестьянине, рус­ском человеке Гурьяныче и его соседе-башкире. Но ду­маю сейчас, при нынешнем уровне образования, точнее его отсутствия, для многих это будет новостью.

Кстати, отец Михаила За­дорнова не только писал о республике (в 30-е годы он работал корреспондентом в газете «Красная Башкирия»), но еще и дружил с классиком башкирской литературы Му­стаем Каримом.

- Удивительный человек, он был моим любимым пи­сателем,- признался Михаил Николаевич.- Мустай Карим приезжал к нам в гости в Ригу, мы гуляли по пляжу и, хотя я тогда был совсем молодень­ким, прекрасно его помню.

- Ваш отец много ездил по стране, а вас с собой брал?

- Когда мне было лет десять-двенадцать, он взял меня на Урал, решил показать, какие бывают заводы гигантские. Привез в Магнитогорск, так я был просто в восхищении от трудолюбия этих рабочих. Это же были глыбы, а не лю­ди! А сейчас мне очень про­тивно смотреть, как моло­дежь по утрам не может встать с постели, не может прибрать в собственной комнате. Мне кажется, что они совсем не понимают, что такое рабо­тать. Все хотят быть менед­жерами - просто ничего не умеют делать. Я называю не менеждер, а «никака», то есть в русском значении «никак» и «ничего» - это люди без про­фессии.

- Но что-то ведь и у молодых есть хорошее?

- Есть, конечно. Молодые, безусловно, очень талантли­вые. Они тонко чувствуют «кривду» и не хотят учить историю лживую, понимаете? Когда я снял фильм «Рюрик - потерянная быль», его по­смотрели в Ютубе миллион четыреста тысяч человек - это переплюнуло все докумен­тальные фильмы, которые снимались в Советском Со­юзе и России, вместе взятые. Сейчас мой канал в интерне­те, «Задор-ТВ», популярнее «порнухи» - и это дает на­дежду: все не так плохо, как кажется.

- Вы просто вездесущи: и в Ютубе, и в Твиттере, и в Ин­стаграм. Не понимаю, как же все успеваете?

- Терпеть не могу быть кнопкодавом! У меня для этого специальные люди ра­ботают. Но ничего не выда­ется без моего ведения, я все четко прослеживаю. К сожа­лению, должен констатиро­вать: многие молодые люди уже в ЖЖ читать не могут - буковок им много. Приходит­ся писать в Твиттере «кратко­писюльки», как я их называю. Но молодежь видит: я делаю все «по чесноку», как они го­ворят, - и верит мне.

«КАРТИНЫ ДАЛИ СДЕЛАЮТ ВАС ИМПОТЕНТОМ»

- Михаил Николаевич, го­ворят, вы коллекционируете произведения живописи?

- Ну да, я очень люблю рус­скую живопись, у меня есть работы Верещагина, Конча­ловского – «Яблоневый сад», Васнецова, учеников Куин­джи (сам он слишком дорог для меня), Саврасова - «Гра­чи еще летят». Знаете, он же как «мультики» этих грачей писал - вот они вылетели, вот еще летят, вот, наконец, прилетели ... А еще работы Волошина - очень люблю и его картины, и его стихи. Ну, и еще несколько авторов из Третьяковки.

В последний раз артист был в башкирской столице в начале 90-х. Фото: Дмитрий Никифоров

В последний раз артист был в башкирской столице в начале 90-х. Фото: Дмитрий Никифоров

- Где вы храните свою кол­лекцию?

- Да они просто висят у меня на стенах. У меня есть знакомый, очень известный артист, так у него картин, на­верное, на миллионов двад­цать, но он никому их не по­казывает. Говорит: «Меня обокрадут!». Да на хрена тогда это нужно? Но мои вкусы ни­когда не сходились со вкуса­ми «общечеловеков». Боль­шинство людей - это такие ксерокопии! Вот им сказали, что Дали отличный художник - и они верят, а он же просто сумасшедший! Да если бы я повесил у себя его картину в спальне, то наутро стал бы импотентом. А уж если бы по­весил картину Босха, то вооб­ще закончилось бы суицидом. А картины, что у меня висят, такие светлые все.

- А какую музыку вы слу­шаете?

- У меня большая фоноте­ка, но Шевчука и Земфиры в ней нет. Они, безусловно, очень талантливые музыкан­ты, но их музыка не разжигает у меня чувств. Может, и не­правильно, но я скажу так: у них разные «музыки» для разных моментов. Вот приеду я к себе в Юрмалу после су­етной Москвы, зажгу камин, буду слушать Рахманинова - и у меня произойдет очище­ние. А если я захочу написать какой-нибудь нежный рас­сказ, то послушаю ноктюрн Шопена.

«Я САМОВЫРАЖАЮСЬ, А НЕ ДЕНЬГИ ЗАРАБАТЫВАЮ»

- Говорят, у вас не самый простой райдер...

- У меня его вообще нет! Райдер - это признак кру­тости у молодых «звездуль». Они там соревнуются, у кого он круче и коньяк дороже... Ну, честно признаться, у ме­ня первого в стране в году, наверное, девяносто третьем, появился райдер. Но в нем было единственное требо­вание, чтобы в гостинице не было тараканов. За каждого насекомого я грозился брать штраф в три рубля, но они все равно везде были. А сейчас мне нужны только микрофон, зал и стулья. Я же приезжаю самовыражаться, а не деньги зарабатывать. Да я готов сам зрителям доплачивать, чтобы они приходили! Только не пишите это, деньги все-таки хорошо получать.

- Михаил Николаевич, вы на сцене почти четыре часа. А скажите, вы какие-то специ­альные практики применяете для тренировки памяти или у вас от природы такая хоро­шая?

- От природы такая же, как у всех. Но я не даю ей увянуть, погибнуть - тренирую. Когда все держат на «мобиле», то когда теряют телефон, жизнь прекращается - все! А я, на­верное, номеров нужных сто, а то и двести наизусть пом­ню. А ненужные записываю, заношу в «черный список», ну чтобы знать, кому не от­вечать.

- В некоторых странах в «черный список» внесли вас...

- Да, на меня обиделись Латвия, Украина, США... Но Россия не обижалась ни разу. Я говорю все, что счи­таю нужным. Критикую, ко­нечно. Считаю, что все беды от очень поганого устрой­ства общества под названи­ем капитализм. Хотя «ком­мунякой» я не был - мне отец завещал ни в одну партию никогда не вступать. А зо­вут, особенно когда новая партийная организация об­разуется и нужна известная рожа. Говорят: «Вы - бренд!». А я им: «Нет - я рожа, и если моя рожа в тренде, значит, я «рожатренд». Недавно мне по той же причине предложили в подарок землю в 300 км от Тагила, около Монараги - это гора и озеро в тех местах, что любил Бажов. Очень краси­вые места - и комаров там нет, и людей мало. Я очень хочу уехать туда, где меня никто не будет доставать. Но при­шлось отказаться, тот мужик, что хотел подарок сделать, за­нимается строительным биз­несом. Он хотел мою рожу на своем сайте разместить, а потом впендюривать людям плохие дома.