Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество23 августа 2016 23:30

Три войны и две жизни святого Аполлоса

«Комсомолка» передает в храм личные вещи святого новомученика, который прошел Первую мировую, Гражданскую войну, а погиб от рук воинствующих атеистов [фото, видео]
Луга 1933 г

Луга 1933 г

Осенью в редакцию "КП" заскочил известный в Москве кладоискатель Владимир Порываев. Пришел, как это часто бывает, не с пустыми руками. Любитель старины раскладывает на столе пожелтевшие фотографии, на свет является вышитая узором ветхая ткань, за ней деревянный крестик, карманное Евангелие от Иоанна.

- А вот это рукописная автобиография преподобномученика Аполлоса, - показывает Владимир. - Мне эти вещи отдала за символическую плату его дальняя родственница. Испугалась, что передать память о дальнем родственнике скоро будет некому.

От войны не скроешься

На снимках уроженец деревни Моносеино Московской области Алексей Васильевич Федосеев. В 1914 году 22-летний крестьянский сын Алексей был отослан родителями подальше от столицы в Валаамский Спасо–Преображенский монастырь Финляндской епархии послушником. Но от судьбы не уйдешь: в 1916 году он попадает под мобилизацию, его призывают в армию, в которой он прослужил до 1917 года.

Вернувшись из окопов Первой мировой войны, 27 сентября 1918 года Алексей поступает послушником в Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь Петроградской епархии (ныне действующий -Авт.). В это время начинается Гражданская война. И Алексея призывают на службу в Красную армию. Впрочем, там он долго не задержался. В 1920 году, после ранения, он вновь возвращается в Черемецкий монастырь.

В 1914 году 22-летний крестьянский сын Алексей был отослан родителями подальше от столицы в Валаамский Спасо–Преображенский монастырь

В 1914 году 22-летний крестьянский сын Алексей был отослан родителями подальше от столицы в Валаамский Спасо–Преображенский монастырь

Как шли по следам воинствующие безбожники

- Обрати внимание, на обратной стороне снимки подписаны чернилами "дядя Аполлос", - передает очередной снимок Владимир. - После его смерти память о нем хранила тетя.

- Почему имя Аполлос?

- 1 января 1922 года Алексей Федосеев был пострижен в мантию с именем современника апостола Павла, александрийского христианина жившего в первом веке святого Аполлоса, - перелистывает еще одну страницу истории Владимир. - В связи с закрытием монастыря, 14 января 1929 года он был рукоположен в сан иеродиакона и назначен служить в храм в селе Успенский Погост.

Первая мировая война 1916 год

Первая мировая война 1916 год

А уже 15 марта 1931 года в Свято-Духовской церкви Александро Невской Лавры епископ Лужский Амвросий рукоположил иеродиакона Аполлоса в иеромонаха к храму в селе Климентовский Погост Оредежского района Ленинградской области. В 1933 году Аполлос был переведен на службу в Московскую епархию, где был определен к Знаменской церкви села Корневское Лотошинского района (храм уничтожен - Авт.) В 1934 году ему приходится перебраться в храм в селе Фрол Радушкино Коробовского района (на место уничтоженной церкви указывает покаянный крест -Авт.), а в июле 1936 года — в Свято-Троицкий храм (сруб разобрали на дом пионеров -Авт.) села Пески того же района . В Песках иеромонах Аполлос прослужил до своего ареста ровно год.

Семь лет Аполлос только и успевал перебираться из одного уцелевшего храма в другой

Семь лет Аполлос только и успевал перебираться из одного уцелевшего храма в другой

Семь лет Аполлос только и успевал перебираться из одного уцелевшего храма в другой. Но воинствующие атеисты шли за ним по пятам, не отставали.

За пять суток арестовали, допросили, приговорили и расстреляли

Аполлоса арестовали 4 декабря 1937 года, и доставили в Таганскую тюрьму. В издании «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века" приводится сохранившийся в архиве протокол допроса Аполлоса:

Следователь:

- Вами преднамеренно затягивались церковные службы с целью срыва полевых работ в колхозе, дайте правдивые показания.

Аполлос:

- Церковные службы я не затягивал и такой цели не ставил.

Следователь:

- Вы ходили по домам под видом церковных треб, вели антисоветскую агитацию, дайте показания по этому вопросу.

Аполлос:

- Подтверждаю, с требами по домам прихожан церкви я ходил, антисоветской агитации я не вел.

Следователь:

- Вы обвиняетесь в антисоветской деятельности. Признаете ли себя виновным в этом?

Аполлос:

- Виновным себя в антисоветской деятельности не признаю, и таковую деятельность я не вел.

За пять суток арестовали, допросили, приговорили и расстреляли

За пять суток арестовали, допросили, приговорили и расстреляли

Как пишут составители сборника следователем тогда был допрошен лжесвидетель — пекарь из соседней деревни, который, рассказывая об антисоветской деятельности отца Аполлоса, показал, что ему известен такой «случай: когда попу Федосееву сельсовет запретил ходить по домам со сборами и церковными служениями, то поп Федосеев стал говорить, что он возмутит народный гнев против угнетателей Православной Церкви».

В течение одного дня следствие было закончено и передано на рассмотрение тройки НКВД. 9 декабря Аполлоса приговорили за "пораженческую контрреволюционную агитацию" к расстрелу. Перед тем, как увезти на Бутовский полигон, его сфотографировали. Сохранившийся предсмертный снимок разительно отличается от тех, что был сделан за год до задержания. Сначала может показаться, что с предсмертного снимка смотрит другой человек. Что же надо было пережить, чтобы так внешне измениться?

Аполлоса арестовали 4 декабря 1937 года, и доставили в Таганскую тюрьму

Аполлоса арестовали 4 декабря 1937 года, и доставили в Таганскую тюрьму

Вторая жизнь или бессмертие Аполлоса

В 1937 году воинствующие безбожники ставили каждого священника перед выбором: предлагали отказаться от веры в Бога и от своего сана, и этим смягчить обвинение. Аполлос сделал свой выбор - 10 декабря его расстреляли.

Имена палачей уже никто не помнит. А вот имя Аполлоса, чье тело захоронено в безвестной могиле, почитают и сегодня, а с его фотографии пишут иконы. Аполлоса, как и всех расстрелянных священнослужителей причислили к лику святых. В память о них на Бутовском полигоне вырос храм Новомученников и исповедников Российских, одноименный поднимается у станции метро Строгино. Сегодня каждый православный человек может внести свой вклад в строительство: купить за символическую сумму кирпичик со своим именем, который станет частью нового храма. Мы тоже внесем свою лепту. Вещи святого Аполлоса займут почетное место в его алтаре.

На официальную передачу ценностей Владимира Порываева благословил известный церковный и общественный деятель протоиерей Димитрий Смирнов. - Параман дается монаху при постриге, как знак того, что человек носит на себе Христа, и ради него отрекается от мира, и для мира умирает. Такие квадратные платы на лентах носятся монахом постоянно. Вряд ли параман был на монахе во время расстрела, он бы утратил форму, захоронение это не раскапывали. Там около 20 тысяч расстрелянных людей, монахов, священников, епископов больше 200-сот. Даже моего прадедушку там расстреляли, там все Московское и Подмосковное духовенство лежит. Выбор верный: если потомки уже не знают названия этим вещам, их надо передать в тот храм, где их будут почитать.

Имена палачей уже никто не помнит. А вот имя Аполлоса, чье тело захоронено в безвестной могиле, почитают и сегодня, а с его фотографии пишут иконы

Имена палачей уже никто не помнит. А вот имя Аполлоса, чье тело захоронено в безвестной могиле, почитают и сегодня, а с его фотографии пишут иконы

Добрый знак

Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Строгино протоиерей Георгий Крылов:

- Многие предметы житейского, церковного обихода, которые столетие назад употреблялись в обыденной жизни, сегодня становятся святынями. Они очень важны для православных людей, так как они связывают времена, возвращают нас в мыслях во время святых и героев. Речь идет о символе монашества - парамане. Это плат, который монах носит на своем теле символизирует, то, что он распинает себя и посвящает себя Христу. Этот параман священомученника Аполосса -Федосеева, который чудом сохранился, похоже пропитан кровью. Не исключено, что он был на нем во время заточения в тюрьме, и расстрела в 1937 году. Святыни будут связывать наш храм с этим новомучеником. В декабре, в день его поминовения, мы будем выносить эти святыни для поклонения верующим. 10 декабря, вдень расстрела Аполлоса мы приглашаем всех прихожан на церемонию передачи этих реликвий. Она пройдет после поздней божественной литургии, около 12 часов дня. Мы будем рады видеть каждого на этом большом приходском празднике. Надеемся, что обретенные святыни - ощутимый знак поддержки строительства нашего храма в Строгино миром невидимым, миром небожителей, святых, и самим Господом.

Многие предметы житейского, церковного обихода, которые столетие назад употреблялись в обыденной жизни, сегодня становятся святынями

Многие предметы житейского, церковного обихода, которые столетие назад употреблялись в обыденной жизни, сегодня становятся святынями

«Безбожная пятилетка»

Председатель Правления Международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский:

- Духовенство и активные миряне считались злейшими врагами Советской власти. Церковь в глазах коммунистов была не только архаическим реакционным институтом, но и опасным альтернативным источником влияния на общество. Репрессии не ограничивались посадками и расстрелами. В 20-е годы церковь пытались расколоть, сеяли смуту: неугодных священников лишали права служения, а другим напротив разрешали, из-за чего от них часто в недоверии отворачивались прихожане. К концу 1920-х гг. основная часть духовенства уже была репрессирована или не имела возможности нормального служения. А потом наступила «безбожная пятилетка», когда к репрессиям прибавилось разрушение храмов. Еще через несколько лет наступила эпоха «Большого террора», когда посадили и казнили почти всех, кто пережил предыдущие гонения.

Физическое уничтожение духовенства было одной из заявленных целей террора 1937-1938 гг. Нарком госбезопасности Николай Ежов во время приезда на Украину в феврале 1938 года с трибуны предъявил претензии тамошним чекистам: "Оказывается, у вас еще ходят живыми 7-8 архимандритов, 20-25 священников, еще монахов до чертиков, почему всех этих людей не перестреляли давно?". И еще одно важно – террор касался не только православных, но и представителей всех других конфессий. Для коммунистов всякая вера (кроме коммунистической) была злом.

К СНИМКУ

Автобиография

(орфография и пунктуация сохранены)

Собственноручная биография

Собственноручная биография

Иеромонах Федосеев Аполлос Васильевич, рожден 1892 года, образования домашнего. С 1914 года по 1916 год был послушником Валаамского монастыря финлянской Епархии. С 1916 года по 1917 год был в армии. С 1918 года по 1930 года был послушником Череменецкого Иоанна Богословского монастыря Ленинградской Епархии, здесь принял пострижения в монашество. В 1922-ом году в том же монастыре рукоположен во иеродиакона в 1929 году в 1930 году был иеродиаконом при церкви Погост Успенский. 1931-м году был рукоположен во Иеромонаха при церкви погост Климентовский Оредежского района Ленинградской области, где состоял в назначенной должности до 1933 года. В 1933 году определен в Московскую область Лотошинского района в церкви села Корневского, где состоял в должности священника по 1934 год с 1934 года по 1936 год июня месяца состоял должности священника села Фрол-Радушкино Коробовского района. С июля 1936 года по настоящее время состою в должности священника села Пески Коробовского района. Церковному суду не подлежал. Награжден набедренником. Холост. В расколе не уклонялся. Адрес мой таковый п/о Маланинское Корабовского р-на Московской обл. с. Пески.

Подпись с обратной стороны: Свято -Троицкой Церкви с. Пески Коробовского р-на Иеромонах Аполлос Васильевич Федоссев. 1936 год.