Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика1 января 2015 22:15

Госкомпании вредят российской экономике

Известные экономисты, один из которых - экс-министр финансов страны Алексей Кудрин, и Евсей Гурвич написали программную статью о том, как нам преодолеть кризис [инфографика]
Как именно нефть сначала помогает экономике, а потом ей вредит?

Как именно нефть сначала помогает экономике, а потом ей вредит?

Фото: РИА Новости

«Нефтяное проклятие», «слишком большая роль государства в экономике» - эксперты часто произносят эти выражения, словно мантры. Но многие не понимают, как это работает. Как именно нефть сначала помогает экономике, а потом ей вредит. Почему плохо функционируют госкомпании. Чтобы разобраться в этом и многом другом, стоит прочитать статью экс-министра финансов Алексея Кудрина и экономиста Евсея Гурвича «Новая модель роста для российской экономики» (журнал «Вопросы экономики», декабрь 2014 г.). В этой статье мантры превращаются в понятные механизмы, со своей логикой и законами «жизни».

Эксперты уверены, что России предстоит не менее 30 лет жить при дешевой нефти, и это означает фактическую остановку экономического роста. При этом корень нынешнего экономического зла – государственные компании. Потому что, по мнению экономистов, у них нет стимула хорошо работать, при этом государство сквозь пальцы смотрит на просчеты «своих». Но самое неприятное - госкомпании не только портят то, чем занимаются, они негативно влияют на весь рынок, потому что именно они задают тон в целых секторах экономики.

В конце своего исследования авторы приходят к парадоксальному выводу. Чтобы узнать к какому — читайте ниже основные цитаты из статьи Алекея Кудрина и Евсея Гурвича.

ДОРОГАЯ НЕФТЬ — ЭТО ЛИШЬ СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ

«Высокие цены на нефть это счастливый случай, который привел лишь к росту расходов.

Удорожание экспорта стимулировало экономический рост прежде всего за счет расширения внутреннего спроса. В результате проведенной в 2002 г. реформы налогообложения добычи нефти и газа основная часть природной ренты, возникающей в этом секторе (в среднем 70%), стала изыматься в бюджет. В сочетании с ростом цен на углеводороды это увеличило нефтегазовые доходы бюджета (понимаемые как изъятие природной ренты с помощью ресурсных платежей и экспортных пошлин) в 40 раз за 2000—2008 гг., или почти в 8 раз в реальном выражении. Благодаря этому правительству удалось существенно снизить налоги в несырьевом секторе без ущерба для бюджетной системы — ее суммарные доходы за этот период в реальном выражении почти удвоились. Вслед за доходами росли все виды государственных расходов: так, к 2008 г. инвестиции в основной капитал за счет бюджетных средств выросли в реальном выражении почти втрое. Рост социальных расходов и зарплат в бюджетном секторе создавал дополнительный потребительский спрос, а увеличение госзакупок — спрос на продукцию производственного назначения.

Часть сверхдоходов, которые оставались у производителей после налогообложения, направлялась на увеличение заработной платы, причем не только в нефтяной, газовой и металлургической отраслях, но и во всей экономике. В результате реальный рост заработной платы намного опережал рост производительности труда (измеряемой как соотношение физического объема производства и совокупных затрат труда)».

НЕЛЬЗЯ БЫЛО ТРАТИТЬ СТАБФОНД В СЫТЫЕ ГОДЫ

«В целом с 2000 по 2013 г. сбережения в виде досрочного погашения внешнего долга и чистых (за вычетом расходов на создание госкорпораций, поддержку экономики в 2009 г. и т. п.) накоплений в нефтегазовых фондах составили 215 млрд долл. Таким образом, на сбережения было направлено примерно 10% общих нефтегазовых сверхдоходов экономики и 15% нефтегазовых сверхдоходов бюджета. Если бы эти средства были полностью потрачены, то расходы расширенного бюджета на протяжении рассматриваемого периода превышали бы фактические на 3,5%.

Трудно согласиться с мнением, согласно которому именно этой незначительной добавки правительству не хватило, чтобы обеспечить диверсификацию экономики, инновационное развитие и достижение высокой конкурентоспособности (особенно учитывая, что за 2000—2013 гг. государственные расходы в реальном выражении выросли более чем вдвое). При полном расходовании сверхдоходов бюджета можно было бы скорее ожидать ухудшения показателей развития из-за резкого усиления зависимости российской экономики от колебаний внешней конъюнктуры, роста макроэкономических рисков и соответственно процентных ставок».

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ЭКОНОМИКА РОСЛА БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ДОРОЖАЛА НЕФТЬ?

«Применяя приведенные оценки к данным об удорожании нефти в докризисный период, можно оценить связанную с этим добавку к росту российского ВВП на уровне 3—3,5% в год. Таким образом, из 6,9% среднего роста в этот период примерно половину определяли благоприятные (и постоянно улучшающиеся) внешние условия. На долю «собственного» роста остается 3,5—4% в год по сравнению с 4,3% роста мировой экономики».

Но все равно, как видим, несырьевой рост ВВП был ниже, чем в среднем в мире. Именно это закладывало фундамент сегодняшних проблем. И стартером неприятностей стал кризис доверия, вызванный непоследовательными действиями властей. После кризиса 2009 года госуправление «испортилось», власть стала совершать ошибки. Кудрину тем проще это говорить, что в это время он как раз от власти уходит:

«Однако после кризиса 2009 г. другие факторы (роста ВВП- ред.) практически перестали действовать — возможно, из-за возникших негативных условий. К последним можно отнести возросшую неопределенность макроэкономической среды — в частности, волатильность обменного курса, непоследовательность действий правительства по ряду вопросов (наиболее ярким примером могут служить многократно и непредсказуемо менявшиеся решения о судьбе накопительной пенсионной системы) и др. По мнению Всемирного банка, это привело к «кризису доверия» со стороны инвесторов. В итоге рост, судя по всему, почти полностью стал определяться изменением нефтегазовых доходов

… Россия не избежала действия более общего эффекта «ресурсного проклятия», который предсказывает негативное влияние ресурсного богатства на долгосрочный экономический рост из-за снижения качества государственных институтов».

Именно в таком состоянии Россия заканчивает 2014 год, и в самом деле, едва нефть дешевеет, как в пропасть катится рубль, и тут же обнуляется темп роста ВВП, паузы между этими факторами практически нет. Экономика напоминает печку-буржуйку – она быстро нагревается, но мгновенно остывает, едва перестает поступать топливо.

СЫРЬЕ НЕ БУДЕТ ДОРОГИМ ЕЩЕ 30 ЛЕТ

Авторы статьи анализируют колебания цены нефти на длительных периодах, и приходят к неутешительным выводам: в скором времени нефть не подорожает. Ее колебания имеют «размах» около 30 лет, России дико повезло, что она в сложный период попала на один из пиков, но пик закончился.

«После достижения исторического рекорда в 2011 г. стоимость барреля последовательно снижается. Большинство прогнозов исходят из того, что в ближайшие годы нефть на мировых рынках будет постепенно дешеветь. Так, МВФ в прогнозе от октября 2014 г. предсказывает, что в ближайшие шесть лет цена на нефть в постоянных долларах снизится более чем на 20%. Еще более пессимистичен прогноз Международного энергетического агентства (МЭА), согласно которому к 2019 г. цена на нефть в постоянных долларах упадет ниже 80 долл./барр. Нисходящий тренд обусловлен расширением добычи сланцевой нефти в США и высокой вероятностью возвращения на рынок Ирана, Ливии и Ирака при одновременном замедлении спроса со стороны как развитых, так и развивающихся стран. Резкое падение нефтяных котировок в октябре—ноябре 2014 г. показывает, что процесс снижения цен на углеводороды может существенно ускориться».

Вряд ли выручат Россию и другие факторы. Удорожание нефти совпало с инвестиционным бумом в развивающихся странах, иностранные инвестиции шли и в Россию. Но, поскольку США сворачивают программу количественного смягчения (перестают печатать деньги), теперь инвестиции из развивающихся стран устремляются в Америку.

В результате низкие темпы роста – это на десятилетия, предупреждают авторы:

«Согласно оценкам ОЭСР, средние темпы роста российской экономики в период до 2030 г. составят 2,8%, а между 2030 и 2060 гг. снизятся до 1,2%. Согласно опубликованному в октябре 2014 г. прогнозу МВФ, средний за ближайшие шесть лет темп роста российской экономики составит 1,3%. В любом случае динамика отечественной экономики будет заметно отставать от мировой (темпы ее роста ОЭСР прогнозирует на уровне 3,7 и 2,3% для первого и второго периодов соответственно), а доля России в мировой экономике — быстро падать».

ЧТО ЕЩЕ ТОРМОЗИТ НАШУ ЭКОНОМИКУ?

«И в банковском, и в нефинансовом секторах доминируют государственные, квазигосударственные (госкорпорации) или смешанные (частично государственные) компании. Такие компании, как правило, имеют существенно искаженную мотивацию: они менее заинтересованы в получении прибыли, их коммерческая деятельность во многих случаях сочетается с фактическим выполнением функции «агента правительства», у них слабее ответственность за результаты деятельности — убытки могут быть тем или иным способом покрыты правительством (в последнее время мы видим все больше подобных примеров).

Проведенное Всемирным банком обследование 79 тыс. российских предприятий за период 2003—2008 гг. подтвердило, что у предприятий государственной и муниципальной форм собственности значительно хуже показатели производительности, чем у частных...

Госкорпорации демонстрируют еще менее рыночное поведение, чем полностью государственные...

Неразвитость рыночной среды приводит к неверной оценке деятельности компаний, не поощряет лучших производителей и не отсеивает худших, не заставляет бизнес искать новые, более совершенные стратегии и т. д. В результате экономические ресурсы не перемещаются в наиболее продуктивные отрасли, отсутствует спрос на инновации, необходимость поддержки «своих» компаний повышает нагрузку на бюджет — таким образом, экономика все больше отстает в развитии...

Искаженная мотивация государственных и квазигосударственных компаний не только определяет их собственные действия, но и накладывает отпечаток на всех участников рынка. У поставщиков государства или госкомпаний исчезают стимулы сокращать издержки, поскольку они могут сравнительно легко включать их в свои цены (из-за неэффективных действий государства при проведении госзакупок, регулировании цен естественных монополий и т. п.), не испытывают тогда давления и производители аналогичной продукции — и дальше по цепочке поставщиков. В итоге этот феномен широко распространяется по экономике, как следствие, неизбежно снижается конкурентоспособность производства».

ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД?

«Фундаментальный характер задач, которые необходимо решить для построения новой модели экономического роста), означает, что необходимо не просто принять отдельные меры по его стимулированию, а провести глубокие изменения в экономической политике и в системе государственного управления, внедрив в них сильные стимулы к повышению эффективности...

Ряд шагов, необходимых для построения новой модели роста, предусмотрен указами президента РФ и другими нормативными документами. К сожалению, большинство из них не выполняется или выполняется лишь формально, в отличие от активно принимаемых решений о выделении средств на реализацию тех или иных государственных проектов...»

КСТАТИ

Что будет с российской экономикой в 2015 году

Валютные цунами на нашем рынке лишили спокойствия не только крупных бизнесменов, но и простых граждан. Мало кто понимает, что происходит в экономике сейчас и чего ждать в 2015 году. Насколько серьезны экономические проблемы - и что дальше? (читать далее)