Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды4 марта 2015 22:00

Ой, Мороз, Мороз

Как правильно смотреть сериал «Долгий путь домой»
31-летняя Дарья Мороз играет сумасбродную сельскую барышню. Фото: Первый канал

31-летняя Дарья Мороз играет сумасбродную сельскую барышню. Фото: Первый канал

Режиссер сериала «Долгий путь домой» Ольга Доброва-Куликова - признанный авторитет в своей области. Она сняла такие сериалы, как «Если любишь - прости», «Повезет в любви», «Поцелуй судьбы», «Дальше любовь». Уже по названиям понятно, что она тяготеет к вечному, не уставая заново открывать для зрителя старые истины.

Ее последний сериал нехорош настолько, что сначала начинаешь в этом сомневаться, а потом ищешь малейшие поводы им восхититься. Может, это у нее художественный прием такой? Как у Триера - помните, у него в «Догвилле» декорации были мелом на полу нарисованы. Так и Ольга Доброва-Куликова рисует мелом - образно говоря, конечно. Зато не только декорации, а все подряд - героев, диалоги, мизансцены.

В самом деле: вдруг в паутине трескучих банальностей «Долгого пути...» сокрыты тончайшие смыслы? Что, если то, что с лету кажется отвратительным убожеством, на самом деле помогает постичь саму суть любви, ненависти, дружбы и предательства?

И надо же: если смотреть на экран в новом ракурсе, сериал расцветает на глазах. Даже этот сериал.

Вот, например, многие режиссеры по старинке набирают актеров, исходя из их соответствия тому или иному персонажу. Авторы «Долгого пути…» пускают свежую струю, сделав все наоборот. 31-летняя Дарья Мороз играет деревенскую девчонку, у которой еще ветер в голове. Ну и что. Зато ей вполне подходит 47-летний Александр Лазарев, играющий примерно 30-летнего мужика.

Еще один смелый шаг - 29-летняя Елизавета Боярская в роли дочери героини Мороз. Дарью остроумно состарили с помощью искусственной седины, но все-таки жаль, что режиссер постеснялась пойти дальше и не повесила актрисам-ровесницам таблички на шеи: «мать», «дочь». Это было бы концептуально, поставило бы сериал в ранг высокого искусства и никто бы не поспел слова против сказать.

Лазарева, кстати, состарить забыли. Но это даже эффектно. Вообще в сериале часто используется прием от обратного. Так, в первой серии Лазарев упорно называет Мороз «глазастой», что для всех, кто любит Дарью, звучит неожиданно.

Еще одно безусловное новаторство - специфическая актерская игра. Вы только представьте, сколько усилий режиссеру нужно было приложить, чтобы заставить опытнейших артистов, широко известных по тончайшим театральным работам, играть грубо и нарочито. Ведь это же постмодернистское высмеивание серой массы российских сериалов, не иначе. Потому что очевидно: не могут уважаемые актеры так топорно играть взаправду, без фиги в кармане.

Стоит также отметить, что «Долгий путь…» - настоящий подарок киноману. Если присмотреться повнимательнее, в сериале можно обнаружить массу аллюзий к советской киноклассике. Дарья Мороз в Гнесинке - чем вам не Фрося Бурлакова из «Приходите завтра»? И какими уместными кажутся эти, э-э-э, заимствования, если убедить себя, что это сделано специально, в рамках творческого привета, а не по скудости фантазии.

А сюжет? Прозрачный родник! Канва всех 16 серий очевидна уже по прошествии первых 15 минут, что позволяет устроить домашнюю викторину: кто не угадает содержание следующей сцены. Дедушке с Альцгеймером будет приятно выиграть.

А ведь даже жалко, что время таких сериалов - бесконечно милых в своем тихом убожестве - безвозвратно уходит. Очаровательный абсурд, побудь же с нами еще! Твой мир, начисто лишенный логики, здравого смысла, вкуса, чувства меры и пр., здорово отвлекает от ужасных, злых кризисных будней. Спасибо вам, режиссер Ольга Доброва-Куликова.

«Долгий путь домой». Понедельник - четверг, 21.30,Первый.