Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество20 марта 2015 10:45

Почему в Финляндии самые счастливые школьники?

Сравниваем системы образования России и нашего северного соседа

Фото: Ксения КОНЮХОВА

Вот уже больше десяти лет во всех международных рейтингах финские школьники одни из самых умных и образованных! При этом по статистике Всемирной организации здравоохранения, дети в Финляндии — самые счастливые и наименее агрессивные во всей Европе. Как так - учатся хорошо и при этом еще и счастливы?

УМЧИ МЕНЯ ОЛЕНЬ, В СВОЮ СТРАНУ ОЛЕНЬЮ

...За стойкой на входе в Национальное управление образования Финляндии девушка с рокерской стрижкой, покрашенной в невообразимый зеленый цвет! Ничего себе! Можете представить в таком виде секретаршу в нашем районо?

- Я часто сравниваю нашу систему образования с... северным оленем! - объясняет мне советник Кристийна Волмари. - Она такая же полудикая и свободная. У нас низкий уровень контроля, законодательство лишь задает рамки - что должны знать и уметь дети. А как их учить, решают педагоги.

- А как же «Доверяй, но проверяй»?

- От ревизий в школах мы отказались 25 лет назад. Наши учителя сами решают, как оценивать учеников, поэтому у нас очень мало экзаменов и тестов. Нет и общих государственных экзаменов...

- Нет?!

- Ну, мы можем провести массовую проверку по какому-то предмету, чтобы посмотреть, не упали ли результаты школьников, и скорректировать учебный план, если нужно. По финскому языку и математике такие экзамены проводятся каждый второй год. А с осени 2016 года вступит в силу новый учебный план - мы решили не гнаться за высокими результатами по традиционным предметам, а добавить больше часов по физкультуре, музыке, искусству...

У каждого ученика - именная парта

У каждого ученика - именная парта

Фото: Ксения КОНЮХОВА

Финское образование строится на равноправии. Там нет элитных специализированных школ. Родители отдают ребенка в школу за углом и умывают руки. И самое главное: все образование в стране Суоми — бесплатно. Без подпольных сборов на кулеры с водой и ремонты...

Когда я это все узнала, все стало еще загадочнее - никакой жесткой программы, никакого натаскивания, увлечение творчеством и при этом... финны, по данным исследования PISA-2013, вторые в мире по уровню грамотности чтения (то есть не просто читают, у понимают прочитанное и могут пересказать), первые по уровню математической и естественнонаучной грамотности (Россия в этих исследованиях занимает место в третьем десятке).

СЕЛФИ В ДЕТСАДУ

Все начинается в детском саду. У нас родители требуют, чтобы их малышей срочно научили писать и считать. В Центре игрового обучения при Хельсинском университете (тут тестируются новые методики для детсадов) категорически против уроков счета, чтения или письма.

- Упор сделан на социализацию. Самое главное, чем учат детсадовцев — нести ответственность за свои поступки. - поясняет Кристийна Волмари.

Воспитательница раздает крохам планшеты, и они тут же врубают фотокамеры. Снимают что попало: игрушки, друг друга, собственные ноги. Воспитательница рисует на своем девайсе цифру 3 и просит ребят сфотографировать что угодно в количестве трех штук.

- Дети не учат математику, они впитывают ее из окружающей среды, а это развивает логическое мышление, - рассказывает старший преподаватель Сара Синтонен. - А чтобы ребята учились общаться в группах, мы даем по одному планшету на два-три человека. Ссор нет - у каждого есть чем заняться.

- Может, они просто дома уже переиграли с гаджетами?

- Нееет! - хором верещат ребятишки. - Нам их родители разрешают только по понедельникам!

С планшетом интереснее разбираться вместе...

С планшетом интереснее разбираться вместе...

Фото: Ксения КОНЮХОВА

ПРИКЛАДНАЯ ПЕДАГОГИКА

Те же «безобразия» продолжаются в школе. На уроке рисования второклассники развешивали по стенкам свои вариации на тему картины Эдварда Мунка «Крик» (помите ее - странный человек открывает рот, схватив голову руками). На уроке домоводства восьмиклассники готовят... китайскую еду. А в кабинете труда парни мастерили... электрогитары. Настоящие. Кто-то уже натягивал струны, другие только грунтовали деку и размечали гриф на лады. (Учитель труда по совместительству рок-музыкант).

Учитель и струны натянуть поможет, и играть научит...

Учитель и струны натянуть поможет, и играть научит...

Фото: Ксения КОНЮХОВА

За обедом (они тоже бесплатные) разговариваю с русскими ученицами, семьи которых живут в Хельсинки:

- А если конфликт в классе?

- Есть медиаторы - не учителя, а самые активные старшеклассники, часто те, кто планирует поступать в педвуз, - объясняют мне. - Они не ругают, а выслушивают точки зрения конфликтующих.

Обычно после такого разговора дети сами приходят к тому, что надо бы извиниться друг перед другом. Если же нет, медиатор назначает новую встречу, через неделю. И так до тех пор, пока обе стороны сами не осознают свои ошибки.

Мальчишки не гнушаются сидеть за швейной машинкой и разбираться со стежками

Мальчишки не гнушаются сидеть за швейной машинкой и разбираться со стежками

Фото: Ксения КОНЮХОВА

КАК ПЛАТЯТ ЗА ДИПЛОМ ЗА ГРАНИЦЕЙ

После девяти классов ученикам предстоит выбор: учиться в гимназии или в училище. Учеба длится два года. Для одних это целенаправленная подготовка к будущей профессии, для других - к поступлению в вуз. Выпускные экзамены - только у гимназистов, и каждая гимназия сама выбирает, что будут сдавать дети. Обычно это финский и шведский языки (они оба государственные), математика и естественные науки.Университеты тоже делятся на две категории — классические и прикладные. Грубо говоря, в первых готовят математиков и филологов, а во вторых — учителей, технарей и бизнесменов. Учеба и в тех, и в других тоже бесплатна.

- Мы во время учебы занимаемся реальными делами, - рассказывает Алина Байкова, студентка университета Aalto, приехавшая из Санкт-Петербурга. - Например, делали исследование для компании, производящей лифты. Им нужен был датчик, который бы дистанционно показывал, насколько хорошо смазаны лифтовые тросы. Нам дали деньги на закупку оборудования, эксперименты и зарплату. А сейчас пишу дипломную работу на тему, которую мне заказала одна фирма, и она тоже мне платит.

За книжками в библиотеке никто не следит - бери любую

За книжками в библиотеке никто не следит - бери любую

Фото: Ксения КОНЮХОВА

СЕКРЕТ ФИРМЫ

Как же финнам удалось создать такую систему? Для начала они разобрались с коррупцией. По статистике организации Transparency International, в 2014 году Финляндия оказалась на 3 месте в списке самых некоррумпированных стран мира! А еще очень внимательно изучили... советскую систему образования. И избавились от всяких районо, управлений и прочего контролирующего персонала в основном, кстати, состоявщего из неудавшихся учителей. Почему, доверяя педагогу самое дорогое - своих детей, мы обкладываем его кучей нормативов, отчетов и проверок, которые только время отнимают от занятий с учениками?

И еще - в СССР, а теперь и в России делают ставку на тех, кто хорошо учится, показывает высокие результаты. С ними занимаются отдельно, для них проводят олимпиады, предлагают поступить в гимназии или спецшколы. А финнам важно, чтобы с удовольствием учились все! Они не участвуют в международных олимпиадах, на которых наши умники из года в год завоевывают золото и серебро. Результат - мощные телекоммуникационные компании (не только Nokia), развитое современное судостроение и химическая промышленность, сталелитейные заводы и современные деревообрабатывающие комплексы. Финляндия - в первой десятке стран с самым высоким уровнем ВВП на душу населения. А была-то крестьянская Чухония.

Почему бы и нам не позаимствовать их систему?

- В основе нашей системы - до сих пор требования к школьникам, разработанные в Великобритании примерно сто лет назад и даже малейшие изменения происходят очень болезненно, - объясняет Александр Гулин, учитель истории и обществознания столичной школы №1828 «Сабурово». - А Финляндия страна небольшая, им проще маневрировать.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Игорь Реморенко, экс-замминистра образования и науки, ректор Московского городского педагогического университета:

- Даже Сингапур и Гонконг во многом обязаны своим успехам именно заимствованиям у системы образования финнов. Самое полезное, что стоило бы взять нам, — это настроенность каждого педагога на то, чтобы делать свою собственную образовательную программу. В Финляндии есть множество рамочных стандартов и методик, но каждый учитель делает свою программу сам, с учетом особенностей детей, которые учатся у него в классе.

У нас же другая традиция — все установлено наверху, учитель лишь это транслирует. Хотя у нас тоже происходят изменения: приняты новые федеральные образовательные стандарты (ФГОСы). В них во главу угла ставятся знания и умения ребенка, а не то, каким образом он их получил. Это и есть движение в сторону нового качества образования.