Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество27 марта 2015 12:35

Московскому нефтеперерабатывающему заводу - 77 лет

Как менялись роль и значение завода для столицы и всей страны
Алексей КУЗНЕЦОВ
Завод находится рядом с жилыми районами. Поэтому основной упор при модернизации делается на экологической безопасности.

Завод находится рядом с жилыми районами. Поэтому основной упор при модернизации делается на экологической безопасности.

В Москве более пяти миллионов машин. А если взять весь столичный регион, то число «железных коней» приближается к десяти миллионам. И весь этот «табун» нужно постоянно кормить. Задача настолько масштабна, что с ней под силу справиться только крупному и постоянно развивающемуся предприятию.

1 апреля этого года исполнится 77 лет с того момента, как была получена первая тонна бензина на Московском нефтеперерабатывающем заводе (МНПЗ). В преддверии этой знаменательной даты и юбилея Великой Победы мы решили вспомнить, какую роль в истории страны сыграло это крупное предприятие и какое значение имеет в современной экономике.

ТОПЛИВО - ФРОНТУ

История предприятия началась 26 июня 1935 года, когда приказом Наркомата тяжелой промышленности СССР была утверждена площадка под крекинг-завод возле селения Капотня Московской области. Строительство завода началось в феврале 1936 года. А уже через два года была получена первая тонна бензина. В первое время завод использовал в качестве сырья мазут из Баку, который поставлялся по Москве-реке. На предприятии производился крекинг-бензин и одна марка битума. Но к концу 1941 года завод выпускал на четыре вида нефтепродуктов больше, чем до войны. И это стало важным подспорьем для Советской армии.

Когда линия фронта приблизилась к столице, многие московские предприятия были эвакуированы на восток, но нефтеперерабатывающий завод перевезти невозможно, да и потребность страны в топливе резко возросла. Завод находился в самом ее центре, отсюда доставлять горючее на фронт было удобнее. Фашистское командование знало о том, какую роль играет завод в обеспечении Советской армии и тыла, и стремилось во что бы то ни стало его уничтожить.

«С наступлением темноты 22 июля спустя месяц после начала войны фашистская авиация появилась над заводом. Вся округа на большом расстоянии озарилась ярким светом - это несколько осветительных бомб медленно спускалось на парашютах, - вспоминал непосредственный участник обороны завода Иван Арсеньевич Егоров. - Затем в небе что-то зашуршало, и на землю недалеко от нас стали падать предметы, которые воспламенялись. Все дружно начали их тушить. Это были зажигательные бомбы. Несколько из них упало на штаб подразделения, и он загорелся, но мы быстро справились с пламенем».

После первого налета, чтобы сбить с толку немцев, решили построить из фанеры такой же завод в 3 км от настоящего. Пригласили архитекторов, и стройка началась. В строительстве ложного завода было задействовано около 2 тысяч человек. На фальшзаводе построили хороший бункер, туда провели телефонную связь, завезли сотни бочек с остатками горючего, промасленную ветошь. Для большего сходства с прототипом «завод»-близнец слегка замаскировали, из леса привезли и посадили деревья, и в результате на аэрофотоснимках фальшивка не отличалась от настоящего завода. Вскоре с наблюдательной вышки сообщили, что на ложный завод началась атака. Рабочие, находившиеся в бункере, нарочно зажгли бочки и ветошь, чтобы создать впечатление пожара. Такой прием помог усыпить бдительность врага.

Девяносто дней длилась героическая оборона объекта. В октябре 1941-го погода ухудшилась, начались дожди и налеты вражеской авиации прекратились. Работники отстояли свой завод.

«Незаменимую роль в достижении высоких результатов завода сыграли во время войны женщины, - гласят строки документа из заводского архива. - На предприятии тогда стали работать 439 женщин. Многие из них овладели мужскими специальностями».

В годы Великой Отечественной войны завод продолжал работать на полную мощность, переработав за это время 2,8 млн. тонн нефти.

Возведение предприятия началось в далеком 1936 году.  На снимке первая и на тот момент единственная проходная на территории строящегося завода. Фото: архив МНПЗ

Возведение предприятия началось в далеком 1936 году. На снимке первая и на тот момент единственная проходная на территории строящегося завода. Фото: архив МНПЗ

МИРНОЕ ВРЕМЯ - МИРНЫЕ ЦЕЛИ

С момента основания МНПЗ был одним из самых передовых предприятий отрасли. Еще до войны специалисты завода начали активно заниматься инновациями. К примеру, в 1939 году сотрудники лаборатории разработали новый метод щелочения бензина с использованием более дешевой кальцинированной соды. Впоследствии этот метод заимствовали другие предприятия страны.

К 50-м годам на МНПЗ выпускалось более 20 наименований продукции, в том числе автобензин, керосин, дизельное топливо, различные марки битума. Впервые в Союзе была введена в эксплуатацию печь беспламенного горения.

К 1970 году на заводе было освоено еще 12 новых технологических процессов. В частности, был введен в строй первый в СССР цех по переработке полипропилена. А в 1971 году была организована специальная лаборатория по анализу содержания вредных газов в атмосферном воздухе на промышленных площадках и в жилых районах вблизи завода.

Несколько тысяч работников предприятия были удостоены правительственных наград, признаны ударниками производства. А сам завод неоднократно награждался почетными орденами.

МОДЕРНИЗАЦИЯ РАДИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

В середине 90-х годов предприятие было акционировано, оперативное управление МНПЗ осуществляла компания Sibir Energy вместе с правительством Москвы. В эти годы были введены в строй новые комплексы и установки, а также налажено производство высокооктановых бензинов стандарта Евро-3. Тем не менее за это время доля продукции МНПЗ на рынке нефтепродуктов Москвы и Московской области снизилась с 70 до 40%.

В конце 2010 года компанию Sibir Energy приобрела «Газпром нефть». Она стала основным акционером Московского НПЗ. Перед предприятием встала задача полной модернизации производства, давно не отвечающего современным требованиям, в первую очередь экологического характера. Как поясняют в компании, модернизация направлена на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов, увеличение глубины переработки нефти, повышение производственной и экологической эффективности предприятия. Суммарный объем инвестиций до 2020 года составит более 130 млрд. рублей.

В последние годы на заводе шла активная реконструкция. В итоге в середине 2013 года предприятие первым в России полностью перешло на выпуск моторного топлива 5-го экологического класса (Евро-5). Это произошло на 2,5 года раньше срока, установленного техрегламентом. При этом использование топлива Евро-5 позволяет в 5 раз снизить количество диоксида азота в выхлопах автомобилей.

Как результат - по итогам 2013 года Всемирная ассоциация по нефтепереработке (WRA) признала Московский НПЗ лучшим нефтеперерабатывающим предприятием СНГ.

В ближайшие годы на Московском НПЗ должны построить комбинированную установку переработки нефти. Это позволит производить весь объем дизельного топлива с характеристиками класса Евро-5. Кроме того, принята концепция переработки тяжелых остатков. Это позволит получать дополнительный объем светлых нефтепродуктов, увеличив при этом глубину переработки, а также примерно на 50% обеспечит предприятие собственной электроэнергией и паром.

ВОДА И ВОЗДУХ СТАНУТ ЧИЩЕ

С приходом «Газпром нефти» в качестве нового собственника предприятия начались серьезные инвестиции в экологию. Защита окружающей среды и экологическая безопасность стали одними из главных корпоративных ценностей предприятия. Так, уже демонтированы экологически устаревшие установки, деактивированы и утилизированы накопленные предыдущими собственниками отходы производства.

В 2012 году на заводе ввели в эксплуатацию закрытые механические очистные сооружения. Они позволили снизить выбросы в атмосферу более чем на 90%, а содержание нефтепродуктов в сточных водах снизилось в 6 раз. А в этом году на территории предприятия начнется строительство биологических очистных сооружений. Их планируется ввести в строй в 2017 году.

- Будет использована уникальная для российской нефтепереработки технология финальной очистки вод, которая позволит удалять из сточных вод предприятия 98% загрязняющих веществ, - пояснили «КП» на предприятии. - Почти 100-процентная очистка промышленных стоков завода станет возможной за счет применения активного ила. Он представляет собой совокупность микроорганизмов, которые в качестве питательной среды используют продукты нефтепереработки, азот и другие вредные вещества. Микроорганизмы поглощают загрязняющие вещества. Далее, под воздействием ферментов происходят биохимические реакции, в результате которых образуются новые частицы активного ила и другие безвредные вещества.

За счет новой технологии водопотребление завода будет снижено в несколько раз. А совокупное снижение воздействия на гидросферу сократится в 100 раз. Как поясняют на заводе, к 2020 году либо раньше улучшатся и другие экологические показатели. На 90 - 99% снизятся выбросы сероводорода, диоксида серы и битумных паров. А совокупное снижение нагрузки на атмосферу (в пересчете от всех источников загрязнения на территории Москвы) составит 5% (с учетом эффекта от применения топлива Евро-5).

Сейчас на завод имеют круглосуточный доступ инспекторы Росприроднадзора, проходит приемочные испытания автоматическая система мониторинга воздуха (АСМВ), которая будет в онлайн-режиме передавать данные в Мосэкомониторинг. Система заработает на полную мощность уже в апреле.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

✓ Почти каждый второй автомобиль в столичном регионе заправляется бензином, который был произведен на заводе. Если быть точным, то на долю МНПЗ приходится 40% потребляемых в Москве бензинов и около 50% дизеля. Предприятие является главным поставщиком авиационного топлива для столичных аэропортов и одним из крупнейших - для военной авиации.

✓ По итогам 2014 года объем выработки высокооктановых бензинов класса Евро-5 достиг 2,23 млн. тонн. Объем производства дизельного топлива составил 2,16 млн. тонн, керосина - 630 тыс. тонн.

✓ По итогам 2014 года доля высокооктановых бензинов класса Евро-5 в общем объеме автобензинов составила 92,88%, дизельного топлива класса 5 - более 79,43%.

✓ Глубина переработки нефти в 2014 году - 71,77%, что на 4,17% больше аналогичного показателя за 2012 год.

✓ МНПЗ за 2014 год переработал 10,76 млн. тонн нефти, даже несколько увеличив объемы производства относительно 2012 года (10,66 млн.). Существенный прирост был отмечен в объемах выработки битумных материалов - на 26% (до 1,02 млн. тонн). В связи с двухгодичным циклом работы завода статистические показатели корректнее сравнивать с каждым вторым годом.

✓ Плюс ко всему завод - один из крупных налогоплательщиков и работодателей в столичном регионе.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Гендиректор ОАО «Газпром нефть - МНПЗ» Аркадий Егизарьян: Наша задача - сократить воздействие на окружающую среду

Наша задача - максимально обезопасить производство.

Наша задача - максимально обезопасить производство.

- Аркадий Мамиконович, как давно МНПЗ занимается научно-исследовательскими и опытно-конструктор-скими разработками (НИОКР)?

- Планомерная работа началась в 2011 году, когда были накоплены необходимые ресурсы и обозначен курс развития отрасли на повышение эффективности переработки. Разумеется, в этом процессе нельзя рассматривать наш завод отдельно от материнской компании. Сначала в рамках дирекции нефтепереработки «Газпром нефти» была создана специализированная структура по ведению НИОКР. Перед перерабатывающими предприятиями был поставлен ряд задач, а мы, в свою очередь, начали формировать свои подразделения по НИОКР. Заводские структуры стали исполнителями проектов.

- У вас существует для этого специальный отдел?

- У нас работают технологи, которые отвечают за НИОКР. За каждым проектом закреплен специалист-куратор. В основном мы пользуемся услугами сторонних разработчиков. Наиболее активно наш завод сотрудничает с Институтом нефтехимического синтеза имени Топчиева под управлением академика Саламбека Хаджиева и Институтом катализа имени Борескова СО РАН, который возглавляет академик Валентин Пармон.

- Какие работы вы с ними ведете?

- Это работа по твердокислотному алкилированию. Оно применяется для получения высокооктановых компонентов автомобильных бензинов. У нас есть сырье для этого процесса - изобутан, бутилен, но установок нет: завод находится в черте города, а применяющиеся в этой сфере на сегодняшний день методы имеют высокий класс опасности. Это заставляет нас заниматься исследованиями в области более безопасного твердокислотного алкилирования. В Институте Топчиева процесс хорошо себя показал на уровне лабораторных испытаний. В конце 2015 года планируем ввести в эксплуатацию пилотную установку на базе Электрогорского института нефтепереработки. В 2017 году получим необходимые результаты и, если технология себя качественно зарекомендует, начнем разработку базового проекта промышленной установки.

- В чем преимущество новой технологии?

- Помимо экономических выгод, новая технология позволит достичь и нового качества экологической безопасности. Это, во-первых, будет чистое производство с практически нулевым воздействием на окружающую среду. Во-вторых, оно позволит поставлять на рынок больше современного бензина класса Евро-5 с низким содержанием примесей. Значит, снизится загрязнение воздуха выхлопными газами. Для нас это чрезвычайно важно, поскольку именно экологическая безопасность - это главное требование «Газпром нефти» к новым технологиям, внедряемым в производство. Мы расположены в городской черте Москвы, вокруг нас жилые кварталы и это накладывает на предприятие огромную ответственность. Наша задача - максимально обезопасить производство и сократить его воздействие на окружающую среду.

СПРАВКА «КП»

Что получают из «черного золота»

✓ Бензин

✓ Керосин

✓ Дизель

✓ Авиационное топливо

✓ Мазут (для отопления в северных регионах)

✓ Битумы (применяются в строительстве и ремонте дорог)

✓ Сжиженный газ (для бытового использования)

✓ Гранулированная сера (в промышленности)

✓ Парафин

✓ Резина

✓ Различные виды масел

(в том числе для косметики)

✓ Полиэтилен

✓ Пластмасса

✓ Краски и лаки

✓ Удобрения

✓ Синтетические ткани…

и многое другое