Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Происшествия31 марта 2015 22:00

В пике по свой воле

Авиакатастрофа во Франции поставила перед авиацией неожиданный вопрос: как защитить пассажиров от взбесившегося пилота?
От лайнера осталось несколько тысяч мелких обломков.

От лайнера осталось несколько тысяч мелких обломков.

Фото: REUTERS

Вылетев из Барселоны в 10.01 утра, уже через 40 минут немецкий «Аэробус А320» перестал выходить на связь. Он снижался 10 минут, после чего врезался в горы. Итог - 150 погибших...

Запертая дверь

Спустя полчаса после взлета, когда лайнер набрал высоту, состоялся сеанс связи экипажа с диспетчером. С земли летчикам дали команду держать эшелон, то есть следовать по маршруту на той высоте, что есть. Обычно в этот момент летчики включают автопилот - и до подхода к аэропорту назначения им остается лишь следить за приборами. Тогда, 25 марта, командир воздушного судна даже вышел из кабины, предоставив контролировать полет второму пилоту - 28-летнему Андреасу Любитцу.

И тут-то началось то, что никто и в страшном сне не мог представить. Любитц, судя по записям «черного ящика», взял штурвал на себя и начал снижение. Он не отвечал на вызовы диспетчеров, хотя на записи было слышно его дыхание. Он не впускал в кабину командира, заблокировав дверь, и молча направил лайнер прямо в скалы. Командир пытался взломать дверь топором. Не успел. Самописцы зафиксировали крики ужаса пассажиров...

Расследование установило: второй пилот Андреас Любитц страдал от депрессии и проходил лечение у психиатра.

Расследование установило: второй пилот Андреас Любитц страдал от депрессии и проходил лечение у психиатра.

Фото: REUTERS

Что это было? Теракт, самоубийство, помутнение рассудка? А может, летчику просто стало плохо? Но тогда зачем он отключил автопилот и заблокировал дверь? У экспертов нет сомнений: причиной катастрофы стали пока необъяснимые умышленные действия летчика.

Проверяющие в психологию не вдаются

Следователи рано или поздно разберутся во всех обстоятельствах катастрофы. А эксперты встревожены. После терактов в Нью-Йорке в 2001 году мир сделал все, чтобы исключить доступ в кабины пилотов посторонних. Двери кабины самолетов бронированы, оборудованы несколькими степенями защиты. Но именно это, как теперь выясняется, может стать гибельным обстоятельством.

Как защититься от взбесившегося или завербованного террористами пилота? По словам вице-президента проф-союза летного состава России Валентина Преснякова, сейчас в России и во всем мире пилоты проходят лишь медицинский осмотр.

- Врачи измеряют пульс, давление, оценивают общее состояние пилота, - говорит Валентин Пресняков. - В психологию они не вдаются. А вот раз в полгода летный состав проходит углубленное обследование, включающее и серию психологических тестов. И тогда психологи способны выявить, к примеру, суицидальные наклонности и другие отклонения. Впрочем, против вербовки террористами такие тесты, конечно, бессильны.

Управление с земли

- Может, стоит пилотов перед каждым полетом проверять на полиграфе? Задавать, например, вопрос: «Не планируете ли вы теракт или само-убийство?»

- Перед каждым полетом не получится. Проверка на полиграфе очень длительная, к тому же после нее человеку нужно еще в себя прийти - куда там за штурвал садиться! Но какую-то форму проверки придется разработать. Ведь стрессовое давление на пилотов во всех странах растет. Авиакомпании экономят, нагрузка становится все больше. Раньше экипажи состояли из трех человек, сейчас в кабине только двое. А ведь это тоже безопасность, из трех человек двое всегда остаются в кабине, и такое, как во Франции, не совершишь...

- А можно ли технически предотвратить разрушительные действия пилота? Например, в экстренной ситуации перехватывать управление, отключать кабину пилота и вести самолет дистанционно, с земли...

- В авиации это пока из области фантастики. Думаю, надо сосредоточиться на другом: нужно сделать так, чтобы такие самовольные действия можно было выполнить, только пройдя несколько степеней защиты. Как в армейской авиации: прежде чем открыть огонь, приходится сначала один тумблер переключить, потом другой, третий. Если бы для такого несанкционированного снижения нужно было проделать сложную последовательность действий, пилот, глядишь, и передумал бы.

А320 над Францией снижался 10 минут - время передумать было. Но Любитц довел свой план до конца.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Хроника пикирующего авиалайнера

На фоне авиакатастрофы во Франции "Комсомолка" вспоминает все случаи, когда в трагедиях подозревали пилотов-самоубийц

За новейшую историю авиаперевозок известно достаточно много случаев, когда пилоты решали уйти из жизни вместе со своими самолетами. И прихватить экипаж с пассажирами...(подробности)