Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество10 апреля 2015 12:30

Захар Прилепин — Владимиру Познеру: «Когда Вы ставите Сталина и Гитлера в один ряд - это Вы так веселитесь?»

Известный российский писатель и знаменитый телеведущий вступили в Facebook в полемику
Захар Прилепин — Владимиру Познеру: «Когда Вы ставите Сталина и Гитлера в один ряд - это Вы так веселитесь?»

Захар Прилепин — Владимиру Познеру: «Когда Вы ставите Сталина и Гитлера в один ряд - это Вы так веселитесь?»

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Изрядная ее часть посвящена оценке деятельности запрещенной в РФ Национал-большевистской партии. Но нам показались особенно интересными мнения двух интеллектуалов по поводу того, можно ли ставить на одну доску советского вождя Сталина и фюрера третьего рейха Гитлера.

Началось все с того, что Прилепин разместил в сети отрывок стенограммы из передачи «Познер», где телеакадемик высказывается о скандале с продажей нацистских игрушек в московском «Детском мире».

«На днях разразился скандал с только что открывшимся после долгого ремонта магазином «Детский мир», ну который стоит рядом со зданием, которое в советское время называли ГосСтрах, там, где было КГБ, ФСБ и т. д.

Скандал связан с тем, что продавали бюсты нацистов времен Второй мировой войны с 39-го по 45-й годы, и кажется, даже возбудили уголовное дело по этому поводу. Ну, продавать бюсты нацистов дело сомнительное, тем более в «Детском мире» – это вполне закономерно вызывает гнев граждан и ряда средств массовой информации. Тянет ли это на уголовное наказание, не знаю, но это не мое дело – это частность. В любом случае я вполне разделяю возмущение моих сограждан, которые, как пишут, буквально штурмовали пятый этаж здания, чтобы воочию убедиться в том, что вот эти бюсты там стоят...

Вспоминая, что совсем недавно сказал митрополит Иларион по поводу Сталина и Гитлера, я сказал бы так: если можно продавать, пусть не в «Детском мире», бюсты Сталина, то почему нельзя продавать бюсты Гитлера?

В общем, двойные стандарты здесь не годятся, собственно, они и являются причиной вот таких конфузов».

Прилепин так прокомментировал эти слова:

«Владимир Владимирович! Хочу Вам коротко ответить.

... Когда Вы ставите Сталина и Гитлера в один ряд - это Вы так веселитесь? А Жуков и Геббельс тоже стоят в одном ряду или уже в разных? Мой дедушка - коммунист, служивший в артиллерии, и немецкий артиллерист - они отличаются? Или неразличимы только Сталин и Гитлер, а дальше уже начинается разница? И где же проходит эта сложная грань?

Хотя, о чем мы тут спорим, о чем спрашиваем.

Все уже сказано».

Владимир Познер немедленно откликнулся:

«Господин Прилепин!

Я к Вам вроде как не обращался, так что не очень понимаю, на что Вы мне «отвечаете». Но коль скоро ответили, позвольте я, так сказать, верну любезность.

... Не я поставил Сталина и Гитлера в один ряд (хотя, конечно, с этим согласен), а митрополит Иларион, так что советую Вам излить свой праведный гнев в его адрес. Я лишь процитировал его. Жуков (напоминаю Вам) был полководцем, Геббельс - возглавлял Министерство пропаганды, так что ставить их в один ряд может только сумасшедший. Ваш дедушка - советский артиллерист, и дедушка какого-нибудь немецкого писателя, тоже служивший в артиллерии, отличаются по этим параметрам только тем, что второй получил приказ открыть огонь по СССР, в первый - приказ ответить. Солдат есть солдат, чаще всего солдат - жертва, его никто ни о чем не спрашивает, он получает приказ - и вперед! Но один из них, хочет он этого или нет, агрессор, а другой - защитник родины (я пишу это совершенно искренне), и этим они принципиально отличаются друг от друга.

Что до Сталина и Гитлера, то с моей точки зрения они оба величайшие преступники 20-го века и в этом вполне схожи.

И, конечно же, сказано не все».

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Нашу Победу можно оплевать, но нельзя отменить

Андрей БАРАНОВ

Похоже, это уже превратилось в некую традицию: накануне каждой годовщины Победы часть представителей нашего интеллектуального сообщества начинает с ритуальным упорством проводить мысль о том, что Гитлер и Сталин - одного поля ягоды. Логика такая: оба - диктаторы (с этим, пожалуй, и впрямь не поспоришь, хотя диктаторов тогда в мире хватало - больших и маленьких). Ничего хорошего от диктаторов ждать не приходится, зато беды и страдания на головы миллионов они могут обрушить за милую душу. Что якобы Сталин на пару с Гитлером и сделал, развязав Вторую мировую войну. Их вина огромна и равновелика. Ну а раз так, то, получается, что никакой свободы никому Советский Союз не принес: просто в схватке двух тираннозавров сталинский СССР загрыз гитлеровский третий рейх.

Мне кажется, эти рассуждения появляются не просто из желания донести до общественности свое, претендующее на «беспристрастность», понимание истории мировой войны. Нет, они обращены к массовому сознанию наших современников: мол, смотрите, нам нечем гордиться, не было великого народного подвига - солдаты-пешки всего лишь исполняли приказы командиров, и по ту сторону фронта делалось ровно то же самое. Никакой высокой, гуманистической миссии наша страна в борьбе с фашизмом не несла, и разговоры о ее особых заслугах перед человечеством - самообман. Отсюда два вывода. Во-первых, хватит цепляться за сталинское наследие, а лучше разом покончить с «обветшавшей» трактовкой той военной эпохи, с ее смыслом и ее символикой (как это только что проделали украинские власти). И вывод второй, видимо, самый важный: если позитивную роль в истории мы не сыграли, то нечего и сейчас изображать из себя великую державу. Грязь надо смыть сначала...

Лет сорок после Победы ее сакральность, ее святость безоговорочно разделялась всеми нашими соотечественниками (может быть, кроме бандеровцев, прибалтийских легионеров и прочих «лесных братьев»). Это был один из краеугольных камней нашего общего самосознания. Его и принялись подло крушить. Начиная с перестройки, единство восприятия стало размываться. Нам всячески внушали: Сталин и Гитлер - «два схожих величайших преступника», «СССР сам готовился напасть на Германию». Что там еще? Ах да, Жукова с Геббельсом на одну доску пока не ставим, потому что один был военным деятелем, другой - министром пропаганды. А вот с Кейтелем, пожалуй, уже можно - ведь оба командовали войсками. И не беда, что германца повесили в 1946 году по приговору Нюрбергского трибунала...

В полемике с писателем Прилепиным заслуженный телеакадемик утверждает, что сказано еще не все. Но одно-то уж точно бесспорно: победи в войне Гитлер, а не Сталин, не было бы ни телепередачи «Познер», ни ее уважаемого ведущего. Хотя бы за то, что история распорядилась по другому, стоит быть благодарным тем политикам, которые 70 лет назад эту историю и сотворили.