В Ярославле продолжается гастрольный проект «МХТ им. Чехова на сцене Первого русского». В апреле мы увидели изумительный спектакль «Дом» по пьесе Евгения Гришковца и Анны Матисон. В главной роли – блистательный актер, ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.
- О театре я мечтал с детства, - поделился он перед спектаклем. – Ходил в драмкружок.
В кино актер тоже снимается не мало.
- Но там главные большие роли еще впереди, - говорит Игорь Яковлевич. – Кино - это искусство результата. На площадке нужно быстро понять и сделать. 90% успеха картины зависит от визуальной картинки. Дело не только в актерских способностях, хотя талант и в кино никто не отменял.
Многие сейчас говорят о том, что в театрах мало интересных постановок потому, что современная драматургия переживает кризис. Золотовицкий с этим совершенно не согласен.
- Поэзия сейчас бурно развивается и драматургия на подходе. О кризисе говорит тот, кто не читает ничего и не смотрит, - считает он. - Надо читать Гришковца, Воропаева, Сигарева, Курочкина, Матисон. Я многих не знаю. Тоже пытаюсь найти новых Розовых и Арбузовых, а фамилии мы запомним, как только пару пьес поставят. Надо сначала читать, а потом говорить, есть или нет.
Самого Золотовицкого трогает тот современный литературный материал, который посвящен настоящему.
- Что-то должно быть такое, что отвечает моему сегодняшнему пониманию мира и человеческих эмоций, - говорит он. - Чем хорош русский театр? Он всегда вскрывает какие-то болячки человека, будь то комедия или трагедия. Болячки могут быть положительные и отрицательные. Но главное, театр всегда рассказывал и рассказывает о том, что человека тревожит. Так много есть того, о чем человеку стоит рассказать!
- То есть без дидактики никак?
- Ну, этим русский театр славится!
О нашумевшей постановке оперы «Тангейзер» в Новосибирске актер говорит с нескрываемой болью.
- . В последнее время Церковь пытается контролировать уже и театр, - констатирует он. - Мне кажется, что это бессмысленно. Чем больше будут контролировать, тем больше театр будет выходить из-под контроля. А особенно странен этот контроль со стороны священнослужителей, которые так пострадали во время революции и большевизма от запрета инакомыслия. А теперь они также борются против инакомыслия! Мне от этого тревожно. Кажется, что хотят отвлечь людей от чего-то важного.
Игорь Витальевич признается, что ему претят любые крайности.
- Столько всего прекрасного, если вам не нравится то или иное произведение – не смотрите, смотрите то, что вам хочется, - отмечает он. - Какая сейчас может быть цензура? В цивилизованном обществе в искусстве не должно быть запретов. Только одна может быть цензура – цензура художника.
Что касается развязки конфликта, а суд режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина признал невиновным, то здесь, по мнению актера, точка в обвинениях должна была быть поставлена даже раньше суда.
- Я поддерживаю свободу художника, - говорит он. - В ответе за произведение в цивилизованном мире, которым я считаю Россию, художник, театр и зрители, которые придут или не придут на этот спектакль. Время все расставит на свои места. Если кому-то показалось, что оскорбили чьи-то чувства – вы имеете право высказать свою точку зрения, но не имеете право засуживать. Но если вы на это пошли, и суд признал невиновность тех людей, которых вы считали виновными, то дальше эту историю продолжать не нужно. Цивилизация определяется тем, как люди относятся к людям.