Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды29 апреля 2015 13:17

А «Зори» здесь... голливудские

Наш обозреватель - о новой экранизации повести Бориса Васильева, выходящей сегодня на экраны
Нынешняя экранизация классики вызывает все больше споров. Фото: kinopoisk.ru

Нынешняя экранизация классики вызывает все больше споров. Фото: kinopoisk.ru

Надо сделать страшное признание: я не особо люблю "А зори здесь тихие". Ни повесть Бориса Васильева, ни фильм Станислава Ростоцкого - при всем уважении к обоим авторам. Я знаю, что большинство соотечественников считают трехчасовую картину 1972 года лучшим фильмом о войне, что миллионы людей обливались и продолжают обливаться слезами при виде умирающих за Родину девушек. Но я вижу в этом скорее простую манипулятивную мелодраму, придуманную Васильевым (для которого это был один из первых опытов в прозе) и воспроизведенную Ростоцким: сейчас я покажу вам пятерых девушек, подробно распишу, какие они трогательные, милые и хорошие, а потом буду одну за другой убивать, а вы будете смотреть и плакать. "Десять негритят": угадай, кто умрет следующим.

ОК, массаж слезных желез - любимый прием неопытных авторов и маститых кинематографистов еще с самой тихой зари кинематографа. Но как только ты понимаешь, что с тобой пытается сделать автор - становится неинтересно: ты уже видишь не девушек, а проступающие сквозь ткань повествования элементы машины для приведения зрителя в состояние возбуждения и нервного истощения. В более тонких конструкциях это удается скрыть и превратить в искусство. В конструкции нехитрой (какой, по моему глубокому убеждению, являются "Зори") это просто не интересно. Для сравнения, "В списках не значился...", позднее произведение того же Васильева, блестящая, по-моему, повесть - но ее и в голову сейчас никому не приходит экранизировать, поскольку "Зори", благодаря предыдущей экранизации, брэнд, а "В списках не значился" известен куда меньшему количеству народа.

Фильм Рената Давлетьярова еще менее интересен, чем его оригинал - а оригинал там скорее фильм, чем повесть. Давлетьяров настаивал несколько месяцев назад (а съемки "Зорь" начались всего лишь в сентябре), что его фильм - для молодого поколения, которое мало знакомо с советским кино. Это правда, мало - зато оно отлично знакомо с картиной "Сталинград" (оттуда Петр Федоров в роли Федота Васкова), с группой Reflex (откуда Женя Малахова, нынешняя жена Давлетьярова, сыгравшая Женю Комелькову) и с Кристиной Асмус из сериала "Интерны" (она сыграла Галю Четвертак). А также молодежь знакома с Голливудом, откуда прекрасно сделанные пролеты над северными лесами и, что называется, ритм.

Даже лень искать различия между версией 1972 и 2015 годов. Да, в новых "Зорях" есть эпизоды из прошлого девушек, связанные, допустим, с раскулачиванием и Холокостом - а у Ростоцкого их не было; авторы, похоже, этим гордятся; но это что, особый предмет для гордости, вскользь, в эпизодах на полминуты, обличать Сталина и Гитлера в 2015 году? Да, Малахова и Федоров работают профессионально и четко, Лиза Бричкина тонет в болоте эффектно - но все же у Ростоцкого, несмотря на вышесказанное, сцена с гибелью Лизы Бричкиной производила очень сильное впечатление, и актрисы играли как в последний раз, а здесь...

Давлетьяров профессионал, куда денешься. И соавтор сценария Юрий Коротков - тоже. И, конечно, в сравнении с тем телевизионным римейком, который в 2005-м произвели китайцы, эти "Зори" - шедевр. Но единственная, за кем интересно наблюдать на экране - Агния Кузнецова (Соня Гурвич). Она в этом быстро и крепко сделанном военном триллере пополам с мелодрамой - самая живая. За ней наблюдать интересно. А за прочим - вообще ни разу. В конце концов, в самом конце концов - ты же все в этой простой истории наперед знаешь: фильм-спойлер.

МНЕНИЕ ЗА

Актриса Елена Драпеко (Лиза Бричкина в первом фильме):

Интересно, как в наше время смотрят на вечные ценности

- Дай бог им лучше нашего сыграть! Давлетьяров - человек, безусловно, талантливый, яркий. У молодежи клиповое сознание, у них все быстрее, все ярче. Хотя современная молодежь с удовольствием смотрит и «Зори здесь тихие», и «В бой идут одни «старики», плачет... Уже прошло 40 лет, а тема осталась актуальной. И сейчас события на Украине это доказывают: был себе шахтер или вахтер, а становится героем, который защищает землю, страну, язык. Думаю, что тема, которую гениально написал Васильев и прекрасно снял Ростоцкий, вечная. Наш фильм уже вошел в историю. Он очень искренний. Его снимали фронтовики, которые реально видели эту войну, смерть, кровь и ужас. Можно только похвалить нынешнюю съемочную группу, что они берут такой хороший материал в основу. Время сейчас другое, и как это время смотрит на вечные вещи - тоже интересно.

МНЕНИЕ ПРОТИВ

Актриса Ирина Шевчук (Рита Осянина в первом фильме):

Важно, что человек чувствовал, а не сколько выстрелов сделал

- Все имеют право на ремейк, но зачем? Зачем повторять то живое, что уже есть? Когда задают вопрос, почему раньше фильмы о войне были такими пронзительными и так надолго оставались в памяти, а сейчас - посмотрел и забыл, причина в том, что изменились люди.

Раньше фильмы говорили о человеке в таких экстремальных ситуациях, как война. Говорили о душе, о том, что переживали люди. Сейчас же пытаются визуально показать, как это было страшно. Но мы же по-прежнему обладаем душой, нас по-прежнему трогают человеческие переживания, а не то, сколько выстрелов было сделано. Во мне еще, безусловно, играет ревность. И даже не к тому, как мы сыграли, а к таланту Станислава Иосифовича Ростоцкого. К тому, что он сам пережил на войне. Поэтому я считаю, что это неправильно и не ко времени. Кто-то говорит, ну ничего, у нас теперь будет два фильма. Посмотреть, хуже он или лучше, мне неинтересно. Пройдет время, может, и посмотрю его по телевизору. Но пока не хочу.

СЛОВО НОВЫМ ЛИЦАМ

Кристина Асмус (Галя Четвертак):

- Я играла героиню без какого-либо навыка, физической подготовки, не говоря уже об армейской. Отсутствие у меня опыта владения оружием было моей роли только в плюс. Оружейники уже на месте показывали, как правильно держать винтовку, нести ее на болоте, стрелять. Правда, моя героиня не стреляла, поэтому я обучалась для себя. На съемки я взяла с собой маленькую дочку. На момент начала съемок ей было чуть больше 6 месяцев. Но на площадку я ее, естественно, не приносила - там комары, клещи, мошка и холодно. Но работа шла по графику, я успевала уехать с площадки, покормить и опять вернуться в строй.

Софья Лебедева (Лиза Бричкина):

- К роли я готовилась упорно: читала фронтовые дневники и письма с фронта. Уверена, у нас с Еленой Драпеко получатся разные героини, все-таки у каждого своя актерская природа и восприятие персонажа. А сложнее всего было отыграть сцену гибели. Вся группа поддерживала меня, потому что у меня фобия воды: когда-то я чуть по-настоящему не утонула. И вот мне пришлось 12 дублей играть, как я тону: мне привязали трос и потом вытягивали из воды. При этом я дико боялась, что трос зацепится за что-нибудь и я погибну.

Петр Федоров (старшина Васков):

- Когда предложили роль Васкова, меня сразу поддержал дедушка, Евгений Евгеньевич Федоров. Он фронтовик, имеет медаль «За оборону Москвы». Дед сказал: «Все отменяй и соглашайся!» Для меня это важно... Мы опирались прежде всего на литературный источник - повесть Бориса Васильева. Я прочел ее в шесть лет и, помню, плакал. Мой Васков ведет себя жестче, чем персонаж Мартынова в фильме Ростоцкого. В советской картине у него к девушкам больше отцовское отношение, в книге это не совсем так. Для роли мне пришлось отпустить усы по советскому фасону и набрать около 10 килограммов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«А зори здесь тихие...» новое прочтение

30 апреля в прокат выходит исторический кинопроект к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "А Зори здесь тихие..." по одноименной повести Бориса Васильева. С 1972 года это ее вторая экранизация. Снимался фильм, как и 43 года назад в глуши карельских лесов, что у Медвежьегорска. О съемках рассказывают молодые девушки-актрисы, которым пришлось сниматься в условиях, которые можно приравнять к боевым. Два месяца они носили гимнастерки и шинели, учились наматывать портянки, стрелять из винтовок и пулеметов, форсировать болота и речки. (подробности)