Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды5 мая 2015 14:30

Бортко «Дико режут, как хотят! Вы смотрели не мой сериал «Мастер и Маргарита»! Там моя фамилия стоит по ошибке»

Знаменитый режиссер объяснил «КП», почему думает судиться с каналом после вырезанной сцены с гибелью Берлиоза [аудио]
«Комсомолка» поговорила с самим режиссером, который, как выяснилось, возмущен не меньше телеаудитории

«Комсомолка» поговорила с самим режиссером, который, как выяснилось, возмущен не меньше телеаудитории

Фото: RUSSIAN LOOK

Было бы удивительно, если бы миллионы телезрителей не заметили, что в телесериале Владимира Бортко по одноименному роману Михаила Булгакова исчезла сцена с отрезанной головой Берлиоза. 10-серийный фильм впервые показали на канале «Россия» 10 лет назад. Зрители и произведение хорошо знают, и как это было показано в сериале запомнили. И выразили возмущение.

Представители ВГТРК объяснили, что сцену гибели Берлиоза вырезали потому, что фильм транслируется в дневное время, а этот эпизод отнесен к демонстрации насилия и подпадает под закон о запрете показа подобных сцен в «детское» время.

«Комсомолка» поговорила с самим режиссером, который, как выяснилось, возмущен не меньше телеаудитории:

- Он не знали, что они делали, - считает Владимир Бортко. - Об этом эпизоде с Берлиозом все знают, потому что, слава Богу, фильм посмотрели почти все. Дело в том, что здесь существует две вещи: с одной стороны глупость, с другой стороны подлость. Я не думаю, что это сделало высшее руководство ВГТРК или канала «Россия». Нет. Это мелкие начальники, которые должны сказать, что они выполнили свою службу, и поставить галочку «мы провели работу». Это просто глупость. Они объясняют это тем, что это сцена насилия, которую нельзя показывать детям. Так значит и «Колобок» - это страшная сказка? Его лиса съела! Его вообще нельзя показывать! Ведь сцена насилия? Выходит, что вообще вся детская литература - это кошмар: «Идет бычок качается..., вот вот доска кончается, сейчас он упадет!..». Или «...оторвали зайке лапку...» - просто ужас какой-то! Любое детское кино кончается очень тяжело! Но тем не менее дети смотрят и с большим удовольствием. А здесь жанр, так сказать, перекликается. Поэтому это чистая глупость на желании угодить.

Замечательно сказал по этому поводу исполнитель роли Берлиоза Адабашьян. Когда он служил в армии, ему старшина говорил: «Устав пишется для умных людей». Понимаете (смеется)? Также есть и подлость. А это то, чего вы не замечаете. Они вгоняли это все в метраж и внутри эпизодов резали достаточно круто и сурово. То есть я практически этот фильм не снимал. Вы смотрели не мое произведение, там моя фамилия стоит по ошибке. Дико режут, как хотят!

Самое смешное, что, как выяснилось, среднее начальство не знает об этом, а высокое этим не занимается. Но высокое знает, что у нас в договоре с ними есть специальный пункт, что монтаж мой никто не может трогать. Вам понятны последствия этого?

- Так вы смело можете идти в суд?

- Я туда и собираюсь. Если бы я в Америке жил бы и такая штука бы произошла, то, так как там авторские права ценятся, мне бы хватило отсуженных денег и для внуков тоже. Они бы получили от меня миллионов 10, если не больше. Да куда там 10... Я все-таки достаточно известный режиссер, ну не Спилберг, конечно, но тоже не последний... У нас, конечно, этого не будет. Но позора они не оберутся. Потому что дело выигрывается сразу, в первой инстанции, без всяких разговоров. Вот договор, вот нарушения. Но подавать ли в суд? Пока для меня вопрос. Это же мои друзья, я же с ними 15 лет работаю, я с ними сделал этот кинофильм...

- Вы с ними не связывались по этому вопросу?

- Зачем? В глаза хотелось бы посмотреть при встрече... Ну как, чего там, ну ошибочка вышла... Со мной-то ладно, но тут шум поднялся. А это делается каждые разы и достаточно много, вы просто этого не видите. Другие авторы страдают. Поэтому хотелось бы их наказать, чтобы им неповадно было.

- Даже авторы этого закона о запрете насилия на телевидении вас поддержали...

- Не знаю... Слава Богу, меня в авторах этого закона нет. Вообще, я против того, чтобы запрещать что-либо. У нас есть два по этому поводу очень хороших закона. Один называется Конституция, где черным по белому написано, что цензуры в России нет. Второй называется Уголовный кодекс. Если я что-то нарушаю, подавайте на меня в суд. Все остальное от лукавого. Всякие изобретения, комиссии, это и есть цензура. Я не имею в виду то, что изъяли этот эпизод - это не цензура. Но если уж заговорили на эту тему, я рассказываю о своем мнении на этот счет.