Премия Рунета-2020
Кемерово
+10°
Boom metrics
Общество25 мая 2015 7:15

В Кемерове работает служба спасения сов

Чаще всего хищные птицы страдают от нападения ворон и разбиваются о стекла автоцентров
Кирилл ЧАЩИН

Фото: Кирилл ЧАЩИН

Кемеровчане, проходящие мимо общежития КемГУ на Советском проспекте, могут увидеть в одном из окон самую настоящую сову, а то и две. На стекле с обратной стороны окна приклеена надпись с просьбой не стучать, дабы не нервировать животных – птицы находятся на лечении. За тем окном работают сотрудники лаборатории Биоэкологии и волонтеры Центра помощи диким и экзотическим животным, организованного на базе Лаборатории.

– Вот распространенный пример того, как к нам попадают птицы. Идет бабушка с внуком в садик, и тут с неба падает сова, которую стаей атакуют вороны. Она сову у ворон отбивает, а дальше думает, куда ее девать, – рассказывает Юлия Балашова, сотрудник кафедры зоологии КемГУ, основатель Центра помощи диким и экзотическим животным. – Затем люди обращаются либо в живые уголки города, либо на станции натуралистов, либо на кафедру зоологии. Чаще всего приходят именно в университет.

Юлия Балашова, основатель Центра помощи диким и экзотическим животным.

Юлия Балашова, основатель Центра помощи диким и экзотическим животным.

Фото: Кирилл ЧАЩИН

Волонтеры центра помогают животным уже полтора года, а три месяца назад заявили о себе в социальных сетях, став более открытыми для общества. Как сами говорят, набирались опыта.

Работу, за которую берутся зоологи-энтузиасты, ветеринарные клиники выполнять чаще всего отказываются по причине предвзятого отношения к животным из дикой природы и отсутствия опыта. Команда Центра помощи диким и экзотическим животным способна оказывать посильную ветеринарную помощь, в том числе и хирургическую, проводить некоторые виды лабораторной диагностики. Для этого волонтеры на собственные средства обзавелись специальным оборудованием и препаратами.

Из-за того, что лаборатория занимает всего 25 квадратных метров, Центр принимает только животных, размер которых не превышает размера среднестатистического взрослого кролика – это, в основном, грызуны, птицы, рептилии и амфибии.

– Чаще всего люди приносят нам именно сов. Это объясняется тем, что птиц в Кузбассе много, они подвижные и чаще попадают в неприятности. Кроме того, если заяц с поврежденной лапой способен ускакать на оставшихся трех, то сове с одним крылом улететь не получится, – говорит Юлия.

Волонтеры центра

Волонтеры центра

Фото: Кирилл ЧАЩИН

Если выделить три самые распространенные причины, по которым травмируются птицы, то на первом месте будет столкновение с панорамными окнами новостроек, в основном на окраинах города. На втором месте – стычки с воронами: бывает, совам так достается в воздухе, что они падают на землю с приличной высоты или, в попытке спастись бегством, врезаются в окружающие предметы. На третьем месте – столкновения с металлоконструкциями, например, опорами ЛЭП.

Таким образом в лабораторию попала ушастая сова, которой впоследствии дали кличку Телеграф. Ее атаковали вороны, после чего она упала на территорию медицинского учреждения в Кировском районе. Сотрудники учреждения, которые явились непосредственными свидетелями трагедии, не оставили травмированную птицу в беде и тот же день передали Телеграфа зоологам. У совы был сложный открытый многооскольчатый перелом крыла, и его пришлось ампутировать. Теперь птица живет в университете и любит сидеть на подоконнике, привлекая прохожих.

– Нас он, конечно, не любит и всегда насторожен, но временем и терпеливым отношением мы добились некоторых успехов в социализации птицы с такой непростой судьбой – улыбаясь, говорит Юлия о Телеграфе.

Сова по кличке Телеграф. У него нет правого крыла

Сова по кличке Телеграф. У него нет правого крыла

Фото: Кирилл ЧАЩИН

Помимо Телеграфа в центре помощи диким животным постоянно живут еще две совы. Одна из них – длиннохвостая неясыть – приехала из Новокузнецка. Там ее подобрал неравнодушный прохожий в полумертвом состоянии и передал в живой уголок, где ее неправильно кормили и содержали в небольшой клетке, о которую неясыть побила все перья. В итоге птицу привезли на лечение в Кемерово. Осенью, когда после линьки оперение восстановится, ее отпустят на волю. Третья домашняя сова волонтеров – это обыкновенная сипуха, европейская сова, которая всю жизнь провела на передвижной выставке, где с ней обращались плохо. Когда эта выставка развалилась несколько лет назад в Кемерове, работники кафедры зоологии приютили птицу у себя.

Ящик с препаратами, которые используется для лечения животных

Ящик с препаратами, которые используется для лечения животных

Фото: Кирилл ЧАЩИН

Дикие совы очень сильно отличаются по характеру, отмечают волонтеры: кто-то терпит людей, а кто-то с разгону может вцепиться когтями в лицо. Однако совы, разведенные в питомниках в искусственных условиях, намного дружелюбнее.

– Они могут веселиться в обществе человека, выпрашивать еду, купаться, чирикать в ухо. Это как кошка, только с перьями, – говорят сотрудники центра.

Недавно в Центр помощи диким и экзотическим животным попал самец болотной совы и самец тетерева: оба они запутались в сетке. Самец болотной совы хуже пережил испытание и был несколько истощен, тетерев же перенес произошедшее намного легче. Сове провели курс витаминотерапии, избавили от паразитов, откормили, окольцевали и отпустили. У тетерева зоологи обнаружили давно заживший перелом большеберцовой и малоберцовой костей. К сожалению, этот перелом дал осложнение на суставы и, в итоге, лапа сгибается только в тазобедренном суставе, остальные суставы не работают. К тому же происходит неравномерное распределение нагрузки массы тела, опорный сустав воспален, а нога представляет собой негнущийся костыль. Однако, тетерев все это пережил, научился пользоваться этой ногой и даже бегать на ней. Но, вероятнее всего, он погибнет после наступления сильных морозов, так как зимой тетерева прячутся в ямки, которые сами копают в снегу – одной ногой не очень удобно рыть. Поэтому птица отправится в Москву в частный вольер к женщине, которая занимается курообразными.

Фото: Кирилл ЧАЩИН

Нередко сов и других птиц, которых по разным причинам нельзя выпустить в дикую природу, после реабилитации волонтеры стараются отдать в хорошие руки. Например, одна сова уехала в семью, которая живет в своем доме под Новосибирском. Там пернатому выделили целый этаж и уличную беседку. Еще одна длиннохвостая неясыть отправилась жить в квартиру. У совы была серьезная черепно-мозговая травма: она до сих пор не оправилась и имеет некоторые нарушения координации движений. Но с птицей гуляют и занимаются.

– Мы очень придирчиво отбираем хозяев для сов, желающих много. Отдав животное, мы часто проверяем условия содержания и добиваемся, чтобы его правильно кормили: цыплятами, перепелами, грызунами, – говорит Юлия Балашова. – Если с совами обращаться правильно – психологически научить жить с человеком, давать необходимую нагрузку, не делать погрешностей в питании, то даже диким травмированным птицам можно подарить полноценную жизнь, ничуть не короче, чем у их вольных собратьев.

Волонтер Наталия Ивлева с сипухой Семирамидой - домашней совой центра, взятой с разорившейся передвижной выставки

Волонтер Наталия Ивлева с сипухой Семирамидой - домашней совой центра, взятой с разорившейся передвижной выставки

Неравнодушные горожане тоже помогают Центру помощи диким и экзотическим животным: кто-то деньгами, кто-то ветеринарными препаратами и шприцами, а кто – тряпками. На вопрос, нужна ли вам какая-то помощь от государства, волонтеры отвечают: единственная наша потребность – это более просторное помещение.

– Максимальный результат, к которому может привести наше дело, – это создание сети подобных центров в России, – рассуждает Юлия Балашова. – А минимальный – создание в Кемерове подобного учреждения, которое будет иметь официальный профильный статус. К сожалению, этой проблеме в нашей стране уделено крайне мало внимания.

Лаборатория Биоэкологии и Центр помощи диким и экзотическим животным открыты для посещения. Любой желающий может прийти и посмотреть на диких птиц и экзотических животных. Всего в коллекции кафедры и коллекциях сотрудников лаборатории порядка 150 видов: это тропические тараканы, пауки, скорпионы, лягушки, ящерицы, белки, летучие собаки, крокодил, нутрия и другие животные.

ЦИТАТА МАСТЕРА

Дело было под вечер. Я шел по опушке, наслаждаясь шорохом опадающих листьев. Обернуться заставил громкий вороний гвалт. Десятка два птиц в какой-то стремительной кутерьме неслись над полем к опушке. Игра… Но больно уж необычная - с нырками вниз. С наскоками сбоку, с истошными криками. Я успел, как говорят охотники, «навскидку» сделать два снимка, и птицы скрылись за верхушками леса…

«Игра…» - думал я, разглядывая еще мокрую фотопленку, и вдруг понял: не играли, не забавлялись вороны, а воинственно гнались за совой.

Появление хищника многих птиц возбуждает, заставляет объединиться, гнать его с шумом и гамом. По верещанью лесной мелкоты нередко мы можем обнаружить сову. Сидящий филин привлекает внимание соек, сорок и ворон.

Можно гадать о природе изменений в поведении ворон. Весьма возможно, что причина - в быстро растущей их численности...

В. ПЕСКОВ