Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика2 июня 2015 16:10

Разработчик зенитно-ракетных комплексов «Алмаз-Антей»: Малайзийский Боинг был сбит с украинcкой стороны

Руководство российского концерна «Алмаз-Антей» презентовала доклад о собственном экспертном расследовании причин авиакатастрофы в июле 2014-го в небе над Донбассом. Что нового сказали специалисты? Отвечаем на 7 «наивных вопросов» по этому поводу
Расследования в связи с крушением Боинга все еще продолжаются.

Расследования в связи с крушением Боинга все еще продолжаются.

Фото: REUTERS

1. Почему эти люди взялись за свое расследование?

Потому что представители концерна "Алмаз-Антей" лучше всех в мире знают зенитно-ракетные комплексы «Бук», которые стали главным «обвиняемым» в катастрофе малайзийского Боинга. Как заявил гендиректор концерна Ян Новиков, его предприятие «в данном вопросе обладает исключительными компетенциями". Кроме того, США наложили санкции на концерн «Алмаз-Антей» именно под предлогом того, что его оружие причастно к трагедии с Боингом.

Однако, судя по характеру повреждений Боинга (отверстиям во фрагментах фюзеляжа самолета) экспертами «Алмаз-Антей» сделан вывод, что для поражения лайнера использовалась ракета типа 9М38М или 9М38М1 с боевой частью типа 9М314 или 9М314М1. А стрельба велась из зенитного рактеного комплеса «Бук-М1». Такие комплексы в России сняты с производства еще в 1999 году. А концерн ПВО «Алмаз-Антей» образован в 2002 году. И производить эти комплексы не мог в принципе.

2. Откуда велась стрельба?

Специалисты считают, что ракету по лайнеру выпустили из района южнее поселка Зарощенское Донецкой области (где на тот момент стояла батарея ЗРК "Бук" украинской армии).

В то же время «алмазовцы» категорически опровергли появившиеся ранее в украинской прессе заявления, что ракета была якобы выпущена из района Снежное Донецкой области (где летом прошлого года базировались ополченцы).

Авторы расследования пришли к выводу, что при запуске из района Снежного, ракета поразила бы лайнер на встречном курсе, была бы отсечена вся носовая часть самолета вместе с кабиной пилота, не сохранилось бы ее остекление, не были бы повреждены хвостовая часть Боинга и левое крыло.

Угол же подлета ракеты к Боингу в горизонтальной плоскости составлял 72-76 градусов по отношению к курсу самолета. В вертикальной плоскости - 20-22 градуса. Только при таком положении самолета и ракеты объясняются все повреждения, полученные рейсом МН-17. И именно эти математические (а не политические) рассчеты указывают, что наиболее вероятная точка запуска ракеты - южнее Зарощенского с погрешностью в 1,5 километра.

Подчеркивая экспертную непредвзятость, гендиректор «Алмаза-Антея» Ян Новиков добавляет: «Кто находился рядом с Зарощенским, мы не комментируем»... Однако, ранее Минобороны РФ демонстрировало снимки с космического спутника, ​зафиксировавшие 17 июля украинскую батарею "Буков" недалеко от Зарощенского. В тот же день была «запеленгована» повышенная активность украинских РЛС 9С18 "Купол" ЗРК "Бук" - работало сразу 9 станций.

Добавим, что месяц назад, 29 апреля замкомандующего ополчением ДНР Эдуард Басурин заявил, что в распоряжение ополченцев оказались трофейные рабочие карты украинских командиров, в том числе карта с помеченными стартовыми позициями ЗРК «Бук» от июля 2014 года - как раз в районе Зарощенского, которое, согласно карте, находилось под контролем Вооруженных сил Украины.

3. На чем базируются выводы специалистов?

Как пояснил советник генконструктора Михаил Малышевский, на обшивке разбившегося самолета были обнаружены следы поражения зенитной ракетой 9М38М1 комплекса ПВО "Бук-М1", имеющей характерный разлет осколков. Главная особенность ракеты 9М38М1 - формирование особой области поражения, которая имеет форму "двутавра", перпендикулярно движению ракеты. А это - более 40% осколочной массы. Такая особенность была специально спроектирована.

«Двутавр» - форма разлета осколков, в поперечном разрезе напоминающая букву «Н». Следы разлета и отпечатки "скальпеля" (вида поражающих элементов), обнаруженные на обшивке самолета, и позволили специалистам определить траекторию подхода ракеты.

Снимки обломков самолета, по которым велось расследование, фигурировали в предварительном отчете международной комиссии, базирующейся в Нидерландах.

По словам Малышевского, при анализе крушения Боинга, специалисты «Алмаз-Антея» взаимодействовали с экспертами, которые участвовали в расследовании катастрофы Ту-154 над Черным морем в 2001 году (тогда причиной гибели лайнера была признана зенитная ракета, запущенная на учениях украинскими военными).

Эксперты «Алмаз-Антея» смоделировали район, откуда была выпущена ракета по малайзийскому «Боингу»  (на схеме он обозначен квадратом в синей рамке). В этом районе в момент авиакатастрофы стояли украинские войска. Фото: twitter.com/i.korotchenko

Эксперты «Алмаз-Антея» смоделировали район, откуда была выпущена ракета по малайзийскому «Боингу» (на схеме он обозначен квадратом в синей рамке). В этом районе в момент авиакатастрофы стояли украинские войска. Фото: twitter.com/i.korotchenko

4. Какой стране принадлежала ракета?

Гендиректор "Алмаз-Антея" Новиков заявил, что в целях соблюдения "чистоты эксперимента" не будет сообщать, какой стране принадлежит ракета, сбившая Боинг. Но указал, что такие ракеты есть на вооружении Украины. По данным "Алмаз-Антея", Украина в 2005 году имела как минимум 991 ракету 9М38М1 для ЗРК "Бук" и запрашивала их модернизацию для продления сроков эксплуатации. Но впоследствие Киев отказался от этого. Есть информация, что работы по продлению сроков эксплуатации ракет были проведены Украиной самостоятельно. "Мы располагаем неопровержимыми доказательствами о наличии такого типа ракет в Вооруженных силах Украины", - сказал Новиков.

В Российскую же армию такие ракеты не поставляются с 1995 года (с 1995 по 1999 год - до конца производства - такие ракеты поставлялись лишь на экспорт). На вооружении в России их нет.

5. Чем еще можно подвердить это заключение?

Концерн "Алмаз-Антей" готов доказать, что Боинг сбила ракета, запущенная из района Зарощенского. Гендиректор Новиков сказал буквально следующее: «Если это будет необходимо, мы готовы на проведение полномасштабного натурного эксперимента с участием независимых наблюдателей и экспертов. То есть, мы готовы осуществить подрыв ракеты 9М38М1 под указанными в презентации доклада углами у списанного самолета такого же производителя и такой же конструкции.»

6. Отметены ли другие версии?

В концерне «Алмаз-Антей» не исключают в том числе и предположения Минобороны РФ, что Боинг мог быть сбит украинским штурмовиком Су-25. Именно об этой версии рассказал в редакции «Комсомольской правды» в декабре 2014 года бывший работник военного аэродрома под Днепропетровском, который лично видел, как украинский штурмовик в день трагедии с Боингом вылетел на задание с ракетами «воздух-воздух» под крылом. А вернулся на аэродром - уже без них. Но окончательные выводы можно сделать лишь после всех экспертиз, в том числе металловедческой.

7. А как российские эксперты относятся к позиции американцев?

Ян Новиков: «По информации Минобороны России, два американских спутника оптико-электронной разведки, способные отследить пуски ракет всех типов, находились 17 июля над районом катастрофы. Трудно представить, чтобы американская сторона пропустила этот пуск.

Комментировать, почему эти данные не использованы, не переданы расследованию, мы не можем, хотя это поставило бы точку в вопросе, кто виноват. Поэтому надеемся, что вся эта информация будет передана комиссии для выяснения всех виновников ситуации".

Тем временем, все полученные российскими экспертами в ходе проведения анализа выводы доведены до членов Международной комиссии. Реакции пока не было.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Нидерланды опубликуют доклад по гибели Боинга на Украине до октября

Реконструкцию крушения на базе смогут посетить родные жертв

Окончательный доклад о причинах крушения Boeing на Украине будет опубликован до октября текущего года. Об этом сообщила официальный представитель Совета по безопасности Нидерландов Сара Ферной.

По ее словам, реконструкция самолета на военно-воздушной базе Гилзе-Рейен в Нидерландах продолжается. (подробности)