Новый глава АвтоВАЗа - настоящий скандинав, да еще и военный человек.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Новый глава АвтоВАЗа - настоящий скандинав, да еще и военный человек. Собранный, пунктуальный, сдержанный. Говорит просто и ясно, короткими фразами. Его интервью - будто учебник по ведению бизнеса, все разложено по пунктам. И эта манера радует. Сразу веришь, что он в состоянии навести порядок на заводе, ставшем чуть ли не главным героем анекдотов. Причем результаты налицо: пока весь российский авторынок падает, АвтоВАЗ с начала года впервые за много лет сработал с прибылью.
«КРИЗИС ПЕРЕЖИВАЕМ ЛУЧШЕ КОНКУРЕНТОВ»
- В прошлый кризис тольяттинскому заводу выдали гигантскую госпомощь (25 млрд. рублей), а в этот раз даже удалось получить прибыль. Как?
- Давайте посмотрим на наши рыночные результаты. Наша продукция находится в сегменте менее 600 тысяч рублей. Продажи автомобилей Lada упали на 25%. Но если раньше в этой нише наша доля была около 37%, то сейчас 46 - 47%. Люди видят, что мы улучшили свой продукт. Но при этом не сильно повышаем цены.
- Но вы их все-таки повысили...
- Мы провели девять совещаний, прежде чем пришли к решению с 15 января поднять цены. Во-первых, надо было оценить реальные затраты, себестоимость. Во-вторых, оценить действия конкурентов. В результате на падающем рынке мы чувствуем себя лучше многих других.
- За счет чего?
- Это сочетание повышенной выручки (мы увеличили ее за первый квартал на 5%) и сокращения затрат. В прошлом году мы сократили 15 тысяч человек, что дало нам экономию в 4,2 млрд. рублей. В прошлом году мы не ощутили разницы, потому что почти все эти деньги ушли на выплаты пособий сокращенным. Но в этом году выгода проявится.
VESTA - СОВСЕМ ДРУГАЯ «ЛАДА»
- На прошлогоднем Московском автосалоне вы показали совершенно новые модели. Как идет их разработка?
- В прошлом году мы запустили лифтбэк Lada Granta, Kalina Cross, Lada 4x4 Urban и Largus Cross. А в этом году у нас будет два революционных автомобиля: Lada Vesta и Lada XRAY. Мне было важно увидеть, что предприятие способно измениться, а покупатели хорошо встречают наши новые модели. Например, Vesta - это российская разработка, машина класса С по цене класса В. При этом европейские стандарты качества, европейская безопасность и хороший интерьер. Мы уже собрали больше 40 таких автомобилей. Каждую пятницу я сажусь за руль самой последней из собранных Vesta, потом даю свои комментарии. Мы пока еще не дошли до желаемого уровня качества, но каждый новый автомобиль становится лучше. С моделью XRAY все намного проще, потому что этот автомобиль на 70% сделан на базе Renault Sandero.
- А теперь цена вопроса. Сколько будут стоить эти автомобили?
- Обе эти модели должны стоить при нынешнем курсе в пределах 600 тысяч рублей. Мы все еще имеем много импортных деталей. Но наша цель - 65-процентная локализация (доля российских комплектующих. - Ред.) на момент производства. Важное изменение, которое мы ввели с прошлого года: на этих автомобилях будут устанавливаться двигатели ВАЗ объемом 1,6 и 1,8 л, хотя прежде рассматривался только импортный мотор.
«РАБОЧИЙ ДЕНЬ НАЧИНАЮ В 6.45»
- Мы привыкли думать, что на АвтоВАЗе работают спустя рукава. И машины плохого качества, и у завода одни убытки. Как удалось исправить ситуацию?
- Иногда мне кажется, что здесь сотрудниками недостаточно активно управляли. И первые шесть месяцев действительно были очень тяжелыми. Во что я верю: наши рабочие столь же умны, как и мы с вами, просто у них другие приоритеты в жизни. Самое важное - проявить к ним уважение. Потом помочь им привести к соответствию стандартам их рабочие места. Затем помочь им научиться работать. И четвертое: отмечать их промежуточные достижения. Как в денежном выражении, так и нематериально.
- А сколько времени вы лично проводите на заводе?
- По три часа каждый день я провожу в цехах, для меня это способ увидеть проблемы. Рабочая смена начинается в семь утра, но я и все руководство предприятия - мы начинаем работу в 6.45 каждое утро, проводим совещание. Менеджерам было трудно привыкнуть к столь раннему началу рабочего дня, большинство из них вообще никогда на завод не ходили.
- В кризис вы очень сильно сократили штат. Еще планируете увольнения?
- В прошлом году мы сократили 33% руководителей, специалистов и служащих и 20% рабочих. Когда с моим приходом начались увольнения, люди воспринимали это в штыки. Они не понимали, что, если не измерять и не сокращать издержки, невозможно получить эффект. В последний раз, когда я смотрел цифры, на предприятии было около 52 тысяч человек (из них около 80% - рабочие). Чтобы соответствовать мировым стандартам, численность персонала такого автозавода должна быть примерно 28 тысяч человек. Но мы растущее предприятие, поэтому нынешняя численность нормальная. И рабочим мы дали слово: их сокращать не будем.
«ГЛАВНАЯ ВЕЩЬ В АВТОПРОМЕ - ОБЪЕМЫ»
- Как можете оценить качество?
- Для меня чрезвычайно важно понять, чем люди довольны и чем недовольны. Проблем у нас еще очень много. Сегодня лучшим качеством комплектующих отличается производство «Приоры». Если рассматривать все модели «Лады», люди очень довольны двигателями, но много жалуются на коробки передач - слишком те шумные. А покупатели Lada 4х4 жалуются на раздаточную коробку и коррозию. Но мы поработали над стандартизацией рабочих постов, поэтому сразу заметно улучшили качество. С 50 до 85% - настолько мы увеличили долю автомобилей, не имеющих производственных дефектов. Но все равно остается 15% машин, которые требуют каких-то доработок.
- Можно ли еще как-то удешевить производство «Лад»?
- Чисто заводские затраты - это себестоимость производства кузова без цены стали, себестоимость окрашивания кузова без цены самой краски, себестоимость сборки автомобиля без цены компонентов, которые мы покупаем у поставщиков. В прошлом году это было 42 тысячи рублей на одну машину, а сегодня - 20 тысяч. Что существенно изменилось? Самая важная вещь в автопроме - это объемы (это позволяет удешевлять производство за счет масштаба. - Ред.). В реальности только пять автозаводов в России имеют шанс быть конкурентоспособными. Потому что они могут выпускать более 200 тысяч автомобилей в год. Иначе очень сложно. Это как киоск, в котором у тебя два покупателя в день. Поэтому я так оптимистично настроен по поводу АвтоВАЗа.
«ЛУЧШИЕ РАБОТНИКИ - ЖЕНЩИНЫ»
- За годы пребывания в России как-то поменялось ваше представление о стране?
- И да, и нет. Я всегда чувствовал, что люди здесь очень хорошие. И что еще я заметил: когда приходит беда, русские очень сильны. Но вашим людям нужно бросать вызов, как лидер вы должны быть очень сильным. Мне всегда нравилось быть среди людей, я очень мало времени провожу в офисе, больше - на производстве. Что меня очень впечатлило, так это способности и возможности русских женщин. Лучшие работники на АвтоВАЗе - это женщины.
- Не устали ли вы от России? Хочется вернуться в Швецию или переехать в другую страну?
- Когда я пришел на предприятие, убытки были по миллиарду рублей в месяц. Сначала люди хотели, чтобы я убрался. Но я не ушел. Потом стали бояться, что я уеду. Но я останусь на столько, на сколько будет нужно. У меня такое ощущение, что я 40 лет готовился к этой работе. В Тольятти ты всегда на виду. Выйдешь в магазин - тебя замечают, хотят с тобой сфотографироваться. За пределами завода люди смелее. И более открытые. Мне нравится в России.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Бу Инге АНДЕРССОН, 59 лет, майор вооруженных сил Швеции. После выхода в отставку работал в SAAB, дорос до уровня вице-президента в General Motors. В качестве президента «Группы «ГАЗ» сделал предприятие прибыльным, с января 2014 года возглавляет АвтоВАЗ.
ЧТО ПОЧЕМ?
«Лады» в цене перевалили за полмиллиона
АвтоВАЗ сейчас производит всего пять моделей, относящихся к двум классам - субкомпактные легковушки (класса В) и внедорожники. Самые дорогие версии легковых моделей - модификации Sport и Cross, именно они стоят дороже 500 тысяч.
*Рекомендованные цены завода для официальных дилеров Lada. В автосалонах машины могут стоить дороже.