Премия Рунета-2020
Уфа
+24°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ18 июня 2015 18:00

Министр здравоохранения Башкирии: Средняя продолжительность жизни к 2018 году должна достичь 74 лет

Накануне Дня медицинского работника Анвар Бакиров рассказал «Комсомолке» о том, почему снижается рождаемость, как себя чувствуют пациенты после пересадки сердца и почему дженерики дешевле аналогов лекарств
Несмотря на высокий пост, Анвар Бакиров (справа)  продолжает проводить операции

Несмотря на высокий пост, Анвар Бакиров (справа) продолжает проводить операции

- Анвар Акрамович, как у нас с демографией? Говорят, что бэби-бум в республике?

- Из всех субъектов Приволжского федерального округа естественный прирост населения - только в Татарстане, Удмуртии и у нас. Причем население Башкирии растет уже шестой год, а в прошлом году мы достигли максимума за последние 25 лет. По уровню рождаемости Башкирия поднялась с четвертого места в ПФО на первое, по уровню смертности мы сохранили за собой третье место. Конечно, сейчас рождаемость снижается, но эта тенденция характерна для всей страны: фертильного возраста (возраста деторождения. – Ред.) достигли женщины, которые родились в 90-е, когда была демографическая яма.

- Но продолжительность жизни в Башкирии ниже, чем в среднем по России…

- К сожалению, это правда: в 2014 году средняя продолжительность жизни в Башкирии составила 69,8 лет, а в России - 70,9. Целевой ориентир для нас – это достичь 74 лет к 2018 году.

- От чего чаще всего умирают жители республики?

- По-прежнему преобладают болезни системы кровообращения, новообразования и внешние причины. Меньше стали умирать из-за болезней сердца, заболеваний центральной нервной системы, туберкулеза. Серьезную роль играет алкоголь. 43% мужчин и 31% женщин погибают от злоупотребления спиртным. Не в буквальном смысле погибают, но алкоголь становится «стартом», фоном для развития заболеваний.

- Башкирия удерживает лидирующие места по смертности от суицидов. В чем причина? И как бороться с этой печальной статистикой?

Анвар Бакиров

Анвар Бакиров

- В прошлом году суицидов было на 13% меньше, чем в позапрошлом. Динамика хорошая, но цифры все равно пугающие. Если говорить о причинах, то здесь и социальный аспект, и опять же злоупотребление алкоголем. В прошлом году мы развернули в больницах дополнительные койки по оказанию наркологической и психиатрической помощи. У нас работает республиканский психотерапевтический центр. Есть горячие линии. Можно позвонить по номерам (347) 218-00-48, 218-00-43, 218-00-76 и получить информацию. Но это не только задачи минздрава, у нас разработана республиканская программа – сейчас она проходит согласование с другими министерствами – образования, соцзащиты, молодежной политики.

- Рождаемость растет, но каков процент абсолютно здоровых младенцев?

- Скажем так, нормальных родов – случаев, когда у беременной женщины нет заболеваний, которые угрожают ее здоровью или здоровью ее ребенка, - не более 35%. Это могут быть не только заболевания, но какие-то патологии, пороки, возникающие в период развития эмбриона. Кстати, осенью следующего года мы сдаем перинатальный центр, который строится недалеко от 4-го роддома, на углу улиц Батырской и Авроры. Он рассчитан на 130 коек и ориентирован как раз на проблемные роды. Если брать младенческую смертность, то она тоже снижается: если в 2013 году из 1000 родившихся младенцев умирали 7,7, то в 2014 году – 7,6.

НЕ ХВАТАЕТ 2000 ВРАЧЕЙ

- Недавно минздрав республики объявил о шестой по счету операции по пересадке сердца.

- Да, в мае этого года врачи Республиканского кардиологического центра провели шестую по счету трансплантацию сердца. Можно сказать, что с 2013 года мы поставили такие операции «на поток». Всего на 2015 год в кардиоцентре запланировано три пересадки сердца.

- Как чувствуют себя пациенты?

- Недавно мы провели турнир по мини-футболу, в котором участвовали врачи и пациенты, которые перенесли операции по пересадке сердца и почек. Вот и ответ на ваш вопрос.

- Какие еще уникальные операции делают в Башкирии?

- Пересадка печени – тоже очень сложная операция. С 2013 года в республике провели шесть подобных операций.

- Их выполняют наши врачи или приглашенные?

- Оперируют хирурги Республиканской клинической больницы, Республиканской детской клинической больницы и кардиологического центра. Конечно, в первых двух операциях участвовали московские хирурги, остальные наши врачи провели уже самостоятельно. Естественно, все наши доктора и медестры обучены в Москве и зарубежных клиниках.

- Проблема нехватки врачей есть?

- Есть, к сожалению. Сегодня нам необходимо более двух тысяч специалистов. Если в среднем по стране обеспеченность врачами составляет 41 на 10 тысяч населения, то у нас этот показатель ниже - 37-38. А есть территории в республике, где врачей еще меньше, например, в Зауралье. У нас действует программа «Земский доктор»: желающих получить миллион и отправиться в село больше, чем предполагает программа. Но одним миллионом и жильем не заманишь. Молодому человеку должно быть интересно не только работать, но и жить. Причем не пять лет, на которые рассчитана программа, а долгие годы. Сегодня, к сожалению, есть и отказники, которые возвращаются в город. Конечно, деньги при этом в бюджет они возвращают.

- Фельдшерско-акушерских пунктов в республике достаточно?

- Сегодня у нас работают более 2000 ФАПов – мало где могут похвастаться таким количеством. И мы крайне настороженно относимся к их сокращению. Чаще всего это происходит почему? Человека нет. Или материально-техническое состояние крайне низкое, есть вопрос и по износу зданий. Возможно, в ближайшее время у нас появятся модульные ФАПы (когда из готовых заводских модулей, которые привозятся на выбранное место, за короткое время монтируется ФАП. – Ред.).

ДОРОГОЕ ЛЕКАРСТВО – НЕ ЗНАЧИТ, ЛУЧШЕЕ

- Насколько больно кризис ударил по ценам на лекарства?

- Цены на жизненно необходимые лекарственные средства (так называемый список «ЖНЛП») контролируются государством, поэтому здесь проблем нет. Что касается других лекарств, то подъем есть, но не критичный. Например, в некоторых регионах цены выросли на 13%, у нас такого нет, стараемся удерживать. Кроме того, нельзя забывать о дженериках. Мы постоянно разъясняем: дорогое лекарство – не значит, лучшее. Знаете, в каких случаях препараты называют дженериками? Вот был у производителя патент на препарат, а потом он перестал его поддерживать. Патент потерял смысл, и теперь любая другая фарморганизация может производить этот препарат под своим названием. Но состав тот же самый!

- Много вопросов вызывает закупка лекарственных средств и препаратов для больниц. Умудряются оптом покупать дороже, чем есть в розницу в аптеках!

- Сейчас за этим активно следит Общероссийский народный фронт, обо всех нарушениях нам сообщают. Кроме того, мы готовим пакет документов по централизации всех закупок – чтобы не было так, что, условно говоря, в одном районе закупили анальгин за 20 рублей, а в РКБ – за пять копеек. Конечно, это процедура небыстрая, там много юридических тонкостей. Но это позволит использовать средства более эффективно.

- Каковы итоги диспансеризации? Много жалоб поступает на то, что она проводится для галочки.

- Диспансеризация помогает нам выявить наиболее социально-значимые заболевания: сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, болезни легких, онкологию и т.д. В прошлом году ее прошли 730 тысяч человек, у которых мы выявили 167 тысяч случаев заболеваний. Кстати, с сентября прошлого года мы стали внедрять в поликлиниках анкеты «Онкоконтроля». Тем, кто приходит на прием, предлагают несколько вопросов. Если по каким-то пунктам ответ положительный, вам обязательно нужно обратиться к участковому терапевту. Из семи тысяч обратившихся за это время у 500 выявили онкологические заболевания, причем у 325 - в начальной стадии. Это очень важно, скоро такие анкеты появятся на сайте минздрава (health.bashkortostan.ru) и онкодиспансера (oncort.ru). Кстати, аналогичная анкета есть и для раннего выявления факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний.