Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Общество15 июля 2015 13:41

Кошмар! На улице нет вязов

Все деревья в городе уничтожила голландская болезнь
Могучие деревья, которые, как правило, приживаются практически в любых условиях, в нашем городе массово усыхают и гибнут.

Могучие деревья, которые, как правило, приживаются практически в любых условиях, в нашем городе массово усыхают и гибнут.

Фото: Тимур ХАНОВ

Парки, скверы и сады остались практически без вязов. Могучие деревья, которые, как правило, приживаются практически в любых условиях, в нашем городе массово усыхают и гибнут.

- Причина - голландская болезнь ильмовых, - говорят специалисты. - Это одно из наиболее опасных инфекционных заболеваний. Сосуды растений закупориваются, и проводящая система отмирает.

Если форма недуга острая, дерево погибает за считанные недели. При хронической стадии растение болеет несколько лет и за это время с помощью ветра и насекомых успевает заразить другие вязы.

- Болезнь очень коварная, - объяснил директор Центра защиты леса Ленинградской области Роман Глебов. - Эффективного лечения не существует. Можно спасти здоровые деревья, вырубив зараженные. При этом санитарные мероприятия необходимо проводить без промедления.

Скольких вязов может лишиться Петербург - загадка. Вырубать придется даже внешне здоровые растения. Ведь обычно высыхание начинается всего с одной ветки.

Еще в середине девяностых специалисты Лесотехнического университета обнаружили первый очаг заражения жуками-заболонниками, известными нам как короеды. Именно они стали основными разносчиками офиостомоза, той самой голландской болезни. Семь лет спустя она распространилась повсеместно. Ситуация требовала немедленных мер, чтобы болезнь не распространилась на все насаждения Петербурга и области, где встречаются вязы.

Не успели. Болезнь стала прогрессировать с огромной скоростью. Если изначально ее переносили только жуки-короеды, то теперь споры гриба переносятся по воздуху с помощью ветра. Тревогу били и в 2008-м, и в 2012-м. Но к специалистам вовремя не прислушались. Теперь речь идет о том, чтобы спасти хотя бы остатки деревьев. Только в парке Лесотехнического университета за почти двадцать лет погибло семьдесят процентов вязов. А на Елагином острове несколько лет назад пришлось спилить дерево, которое простояло там 160 лет.

- Вместо обычных стали высаживать так называемые резиста-вязы, устойчивые к жукам и болезни, - рассказали в университете. - Однако вскоре и на них появился новый вид заболонника, а спустя время часть деревьев тоже погибла от голландской болезни.

В Ленобласти ситуация обстоит не лучше. Ученые говорят, что точка невозврата пройдена.

- Ситуация катастрофическая, - уверен Роман Глебов. - Остановить болезнь невозможно. Единственное, что можно сейчас сделать - это оперативно провести инвентаризацию заболевших и погибших деревьев и вырубить их. Затем на определенное количество лет наложить мораторий на высаживание этих деревьев и только потом, если болезнь перестанет развиваться, высаживать их заново. Но, конечно, гибель одновременно такого количества деревьев нанесет городу серьезный экологический и эстетический урон.