Премия Рунета-2020
Уфа
-1°
Boom metrics
Общество1 октября 2015 4:20

Один день в уфимском доме престарелых

Накануне Дня пожилых людей корреспондент «КП» выясняла, чем и как живут старики, оставленные на попечение государства [фоторепортаж]

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

Лет двадцать назад во время лыжной прогулки в парке Гафури мы с папой уткнулись в какой-то забор. Оказалось - дом престарелых.

- Ты вырастешь, я одряхлею – вот и сдашь меня сюда, - огорошил отец. Его слова, ухнув ножом в самое сердце, засели в подкорке страхом неминуемой старости.

И вот я иду в интернат для стариков на репортаж. Что там, за высоченным забором? Утопия вроде пионерлагеря для старичков или «умиральная яма», куда черствые сердцем дети сваливают постылых и беспомощных родителей?

ЗАВТРАК В ПОСТЕЛЬ

Практически никто из обитателей в 7 утра не встает, на завтраке в 8.20 немноголюдно. Некоторые предпочитают съесть у себя в комнате бутерброд с кофе или чаем. Во многих «номерах» есть умывальник - можно завести себе холодильник, электрочайник, телевизор, компьютер и даже стиральную машинку, приноси любое имущество. Туалет под боком – один на три комнаты.

Совсем беспомощных бабушек и дедушек, их тут около 73 человек, нянечки обслуживают прямо в палатах.

- Кормлю, потом умываю, меняю памперсы, переодеваю в чистенькое. Главное - ухаживать с любовью и не обострять конфликты: нервы-то у них на пределе, - мягким голосом шелестит Ольга Акатьева. За три года работы в отделении многим старикам она стала ближе, чем родная дочь. – Бывает, уйду домой после смены, а они звонят: «Приди, помоги...».

>900 РУБЛЕЙ В СУТКИ

Чтобы получить путевку в интернат, нужно собрать целую кипу документов, пройти комиссию с присвоением статуса «нуждающегося в постоянном уходе». В этом случае три четверти пенсии удерживается государством за услуги интерната, остальное выдают на руки. Один получатель соцуслуг обходится государству в 799 рублей. Есть и такие, что сами платят за свое содержание, – для них день пребывания в интернате стоит порядка 900 рублей.

После 10 утра – свободное время. Старички разбрелись по своим комнатам. Кто-то ушел к себе смотреть телевизор или читать (в библиотеке интерната более 3 тысяч книг), некоторые отправились в «кружки по интересам»: настольный теннис, футбол, лыжи. Даже соревнования проводят – в холле грамотами и кубками заставлено несколько шкафов.

ШТАНГА ДЛЯ ДЕДУШКИ

С удивлением останавливаюсь у таблички «Тренажеры». Неужели деды гантели тягают и штанги? Внутри полным ходом идет реабилитационная гимнастика.

- Мы людей после инсульта буквально с того света вытаскиваем, - рассказывает инструктор ЛФК. – Родные держат таких больных дома, думают, что им так лучше. Но заниматься толком с ними некогда: вот мышцы и теряют эластичность, деревенеют. А если ни дня не медлить и сразу начинать тренировки, то парализованные мышцы можно восстановить практически полностью. Но нужно море терпения.

В кружке рукоделия пусто.

- Все гулять убежали, - говорит главная рукодельница Татьяна Александровна. – А как непогода, отбою от желающих нет: позавтракают и сразу ко мне бегут. Потом все поделки в детские дома отдаем.

В углу комнаты примостилась огромная панель с крючками, щеколдами и защелками. Столяр не поленился и прикрутил к ней даже кнопочный телефон.

–Такие игрушки в детских садах для развития моторики делают, - удивленно гляжу на Татьяну, - вам-то они зачем?!

- Память тренируем, ту же моторику. Старый что малый, - вздыхает она, - такой же подход нужен – уговорить и заинтересовать, по-другому никак.

ЛЮБОВЬ В 101 ГОД

Кушают старички в двух залах: один вполне обыкновенный, а второй приспособлен для колясочников - столы чуть повыше. Салат «Летний» как две капли похож на «Оливье», только вместо колбасы – свежий огурец. Рассольник по-домашнему хорош, а два пузатых голубца просто распирает от обилия начинки.

Во время обеда в столовой по-молодецки шумно. Старички галантно передают бабушкам салфетницы, те заботливо смахивают им с усов хлебные крошки.

- Вы не поверите, у нас тут настоящие любовные истории случаются, - шепчут мне по секрету старушки. – Как-то раз к нам новенький мужчина пришел. Статный, молодой – 76 лет всего. Так вот, стал он с Петровной нашей дружбу водить. А Петровне-то 101 год: ни в магазин сбегать, ни в театр с ней не сходить. Так он от Петровны к ровеснице ушел. Ух, девчонки ссорились потом между собой, чуть до драки не дошло. Но Петровна мудрая - отпустила, даже сказала, мол, прощаю его.

МОЖНО И В ТЕАТР, И В ГОСТИ

После обеда заворачиваю в комнату релаксации. Мягкие кресла с пуфиком для ног, приглушенный свет и пузырьковая панель на стене делают свое дело…

- Вставайте, вы уже 20 минут спите, - тормошит меня со смехом сотрудница, - сейчас сюда на сеанс «соляной шахты» придут.

По пути в кабинет заведующей в коридоре меня обгоняет бойкая бабуля.

- Миленькая, заявленьице-то мое подпиши – к племяннице ведь я сегодня обещалась, - старушка протягивает листок из тетрадки в клеточку.

- С ночевкой останетесь? Они вас заберут или на такси поедете? Давление-то как у вас сегодня, нормальное? Номер телефона напишите, Светлана Сергеевна, чтобы уж нам не волноваться за вас, - беспокоится Екатерина Валентиновна.

Удивленно вскидываю брови: неужели тут свободное посещение?

Фото: Тимур ШАРИПКУЛОВ

- Они же вольные люди, - поясняет заведующая. – Хотят в гости – пожалуйста. Гулять – ради бога. Мы и на концерты их вывозим, и в театры, по праздникам вечеринки устраиваем. У меня у самой папа – 80 лет. Сижу на работе, и все думаю – как он там дома один, поел ли, не скучает ли?

Письмо, которое уже никому не нужно

Елена САДЫКОВА

Бабуль, когда я тебя вспоминаю, в груди что-то сжимается. Не могу избавиться от ощущения, что я перед тобой виновата. Кажется, я редко тебе звонила. Кажется, отлынивала от святого и благородного труда на огороде, чтобы погулять на улице (сейчас бы все отдала, чтобы провести с тобой рядом на грядках хоть целую неделю). Кажется, мы слишком много времени потратили на обиды и ссоры. И с этим уже ничего не сделать – поздно.

Даже одно воскресное утро, в котором пахнет беляшами, и можно долго не вставать с кровати, слушая, как ты гремишь кастрюлями и наставляешь кошку на путь истинный, - настолько бесценно, что я не могу сравнить его со всеми отпусками на всех морях планеты.

Я каждый раз улыбаюсь, вспоминая твою трогательную бережливость: «Не щелкай пультом, весь исщелкаешь!». И овощи с огорода, которые спасали в голодном студенчестве. И твое вечное: «На дорогу-то надо?». Ты спрашивала это, даже когда я уже совсем-совсем выросла и могла себе позволить приезжать в деревню на такси.

Тебя нет уже три года. А я все равно иногда говорю машинально: «Еду к бабушке». Конечно, имея в виду твой солнечный дом, где на плите варится варенье, а вовсе не это печальное место справа от железной дороги, где твоя фотография с веселыми глазами до сих пор выглядит непоправимой ошибкой.

… Это письмо уже никому не нужно. Разве что нам, молодым, - вспомнить о том, что сегодня надо поздравить своих стариков. Поэтому «Комсомолка» призывает: позвоните своим родителям, бабушкам и дедушкам! А лучше сходите в гости и сделайте фото на память. Снимки загружайте на сайт kp.ru/2803

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

879 тысяч пенсионеров проживают в Башкирии (данные на 1 июля 2014 года). Согласно прогнозу, к 2021 году их численность должна увеличиться до 1,1 миллиона человек.

«Комсомолка» призывает: позвоните своим родителям, бабушкам и дедушкам! А лучше сходите к ним сегодня в гости и сделайте фото на память. Снимки загружайте в этот фотоконкурс.