Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Экономика22 января 2016 13:30

Михаил Эскиндаров: В минувшем году ВЭБ поддержал десятки проектов национальной значимости на сотни миллиардов рублей

Ректор Финансового университета при правительстве России призывает к трезвой оценке ситуации вокруг Внешэкономбанка
Олег ПОТАПОВ

Внешэкономбанк (ВЭБ) отягощен долгами. Правительство России разрабатывает план поддержки банка развития, который принимал участие в финансировании как различных мега-проектов (той же Олимпиады в Сочи), так и в развитии технологий, не предполагающих быструю окупаемость. Минфин России предлагает часть активов ВЭБа продать, что позволит повысить капитализацию банка. Но ректор Финансового университета при правительстве России, член экспертного совета ВЭБа Михаил Эскиндаров считает этот шаг опрометчивым.

«МИНУС» ЕЩЕ НА 200 МЛРД. РУБЛЕЙ

«Понятно, что, выйдя одновременно с пакетами акций «Газпрома», «Русала», ОАК и «Ростелекома», Внешэкономбанк просто обвалит рынок, - сообщил эксперт в интервью «Российской газете». - Во-вторых, реализация бизнеса компаний (РФПИ, ЭКСАР, «ВЭБ Инжиниринг» и т.д.) потребует независимой оценки аудитора по каждой из 17 «дочек» и затем организации тендера. А это означает, что операция с продажами растянется на продолжительный срок. Но и в этом случае сделки не покроют затрат, понесенных ВЭБом на капитализацию «дочек», и выплат огромных процентов по кредитам, привлеченным в ЦБ на санацию «Глобэкса» и Связь Банка в период кризиса 2008-2009 годов. Таким образом, если вынести за скобки интересы банков и компаний, которые за бесценок получат созданные и отстроенные ВЭБом активы, данная операция нанесет ущерб и Внешэкономбанку, и государству».

Больше того, распродажа акций только усугубит проблемы ВЭБа: покупались ценные бумаги по более высоким ценам, а продавать придется по более низким кризисным. По мнению экономиста, это «пробьет еще одну брешь в балансе». Банк получит «минус» на более чем 200 млрд. рублей.

Идею экс-министра финансов Алексея Кудрина о продаже 25% акций ВЭБа Михаил Эскиндаров считает не реализуемой. Ведь ВЭБ — не просто банк, а госкорпорация. Реорганизация его в акционерное общество потребует утверждения двух федеральных законов и множество подзаконных актов, на что уйдет не менее полутора — двух лет. А решать проблемы банка нужно уже сейчас.

«Я считаю, что дискуссия не коснулась главного противоречия, связанного с Внешэкономбанком: его создали как банк развития, управляют им и формируют инвестиционную политику как для банка развития, а оценивают эффективность как у рядового акционерного общества, - напомнил эксперт. - Банк реализовал более сотни проектов на триллионы рублей, а ему теперь выставляют счет за убытки».

Только в 2015 году банк поддержал десятки проектов национальной значимости на сотни миллиардов рублей. Среди них запуск космического аппарата «Экспресс-АМ7», уникальный фармацевтический комплекс в Ярославской области, Богучанский алюминиевый завод в Красноярском крае. Компания «Т-Платформа», в капитал которой вошел ВЭБ, создает уникальные суперкомпьютеры.

ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАЧУ

«Сейчас, на мой взгляд, самое главное - отбросить ненужные общественные дискуссии о «неэффективности» банка, - пояснил Михаил Эскиндаров. - Надо перевести разговор в плоскость капитализации Банка развития для решения стратегических задач. Это принципиальный момент. Для этого нужно вспомнить, ради чего создаются банки развития».

Например, банк KfW поднимал экономику Германии после Второй мировой войны, а банк развития BNDES в Бразилии создавал с нуля авиационную промышленность. Еще вариант - резкое наращивание экспорта, как делали Эксимбанк Японии или французское страховое агентство Cofase. В России проблема в том, что национальный институт развития не имеет ни специализации, ни четких критериев оценки эффективности.

Эксперт считает, что требуется системное решение вопроса капитализации и полноценной инвестиционной политики ВЭБа. Более технологично административно и менее затратно финансово предложение Минэкономразвития о капитализации Внешэкономбанка за счет облигаций федерального займа.

«Оптимальная сумма, по предварительным расчетам, 1,2 триллиона рублей. Для смягчения нагрузки на федеральный бюджет это можно делать траншами, скажем, по 200 миллиардов рублей», - уточнил Михаил Эскиндаров.