Премия Рунета-2020
Мурманск
-5°
Boom metrics
Интересное1 февраля 2016 11:35

Арктические мотострелки учатся ездить на оленях и собаках

На арктическом побережье четвероногий транспорт по-прежнему остается одним из основных [видео]
Алексей МИХАЙЛОВ
Мотострелки Арктической бригады учатся использовать саамский транспорт.
Фото: Минобороны

Мотострелки Арктической бригады учатся использовать саамский транспорт. Фото: Минобороны

"Сидим в санях, олени наши быстры!" - написал бы Борис Ласкин, автор знаменитой довоенной песни про советских танкистов, если бы ему довелось побывать в Мурманской области и увидеть, как оленеводы учат бойцов отдельной Арктической мотострелковой бригады Северного флота ездить на оленьих и собачьих упряжках. Феерическое зрелище: среди тундры на 30-градусном морозе олени везут сани, на которых за пулеметом расположился солдат в белой маскировочной форме и каске!

Танки, бэтээры, самоходки – вся эта грозная военная техника без горючего обращается в груду бесполезного железа. А ведь подвезти солярку и бензин за сотни километров по бездорожью – задача не из легких. Помимо этого, эксплуатировать бронетехнику на 30-40 градусном морозе очень сложно. Если бэтээр заглохнет в такой холод, то он может и не завестись. Машинам нужны теплые боксы, ремонт и обслуживание – организовать все это в ледяной пустыне почти нереально. А для оленей и собак такие условия привычны, им не нужны ни бензин, ни солярка – только корм. Видимо, поэтому командование Северного флота решило вспомнить "хорошо забытое старое" и отправило бойцов бригады в гости к заполярным саамам-оленеводам.

Занятия проходили в оленеводческом хозяйстве в районе поселка Ловозеро, рассказали в пресс-службе Северного флота. В них участвовали бойцы разведывательной роты арктической бригады, как самые подготовленные военнослужащие. Они попробовали управлять собачьими и оленьими упряжками, отработали тактические элементы проведения рейдовых действий. Оленеводы и каюры (те, кто управляет оленьими упряжками. - Ред.) рассказали арктическим мотострелкам о том, как содержать и обучать животных.

Во время учений стоял 30-градусный мороз. Это стало для военных хорошим поводом узнать, как как обогреваться и ночевать в голой тундре, на лютом холоде. Для разведчиков саамы поставили традиционные жилища кочевых народов Крайнего Севера – куваксы, которые состоят из поставленных конусом жердей, накрытых брезентом. Внутри убежища разводится костер или ставится печка. Опытные оленеводы устанавливают их в походных условиях за 10-15 минут.

- Это не значит, что мы откатываемся к архаике, - рассказал начальник пресс-службы Северного флота Вадим Серга. – Мы готовим наших разведчиков к действиям в любых условиях. Оленьи и собачьи упряжки на арктическом побережье – один из основных видов транспорта. Наряду с обычной техникой наши бойцы должны уметь использовать и их.

К слову, в годы Великой Отечественной войны в Кольском Заполярье оленей использовали для транспортировки военных грузов, эвакуации раненых, и также при заброске разведчиков во вражеский тыл и даже для вывоза подбитых самолётов и их экипажей. Более 10000 раненых было вывезено с передовой с помощью оленьего транспорта, доставлено на фронт около 17000 тонн боеприпасов и других военных грузов, эвакуировано из тундры 160 самолётов, совершивших вынужденную посадку из-за неисправности или повреждения в бою. Около 8000 бойцов регулярных частей и партизан доставлено для выполнения спецзаданий в тылу врага. В числе успешных рейдовых диверсионных операций с использованием оленьего транспорта – атака фашистского аэродрома Петсамо в 1942 году.

Во время Великой Отечественной войны было сформировано несколько транспортных бригад и оленелыжных батальонов, в которых служили оленеводы из числа коренных жителей Крайнего Севера - саами, ненцы, коми - со своими оленями. Всего было мобилизовано более 10000 оленей. Четыре года назад в Нарьян-Маре на улице Победы был открыт памятник "Подвигу участников оленно-транспортных батальонов в годы Великой Отечественной войны".

А КАК У НИХ?

ВМФ Дании тоже использует ездовых собак

Четвероногий транспорт уже давно используется в других арктических странах – например, в Дании. В составе военно-морского флота этой страны включен лыжный патруль "Сириус" (Slædepatruljen Sirius). Это элитное подразделение, единственное в мире, имеющее ездовых собак. Оно занимается разведывательным патрулированием и поддержанием суверенитета Дании в северной и восточной части Гренландии, включая самый большой в мире национальный парк. Каждый год на обход территории отправляется шесть пар военнослужащих на упряжках с 11—15 ездовыми собаками. Каждая группа везёт около 300—350 кг груза (в зависимости от дистанции до склада). Территория патрулирования включает северную и северо-восточную часть Гренландии. В день группа проходит около 30 километров. Среди льдов и снегов они проводят до шести месяцев. Случалось, что за это время патрульные ни разу не встречали других людей. Любопытно, что в 1980-х годах "Сириус" всё ещё использовал винтовки M1917 Enfield 1917 года выпуска оп причине их крайней неприхотливости. В сильные морозы, когда более современное оружие переставало стрелять, эта винтовка оставалась исправной.