Турецкая газета Zaman заявила о продаже 1300 отелей страны. Фото: DPA/TASS
В Турции выставили на продажу 1300 отелей на морских курортах - в Анталье, Аланье, Фетхие и других недавно еще любимых российскими отпускниками городах. Такую цифру называет турецкая газета Zaman. Общая стоимость гостиниц, от которых хотят избавиться владельцы, больше 10 миллиардов долларов. А принять они могут 153 тысячи постояльцев.
В одном только регионе Анталья, по данным издания, продается 410 отелей, причем 120 из них - пятизвездочные.
Что заставляет турецких отельеров расставаться с бизнесом, который явно приносил прибыль? Кризис в туристической отрасли страны, объясняют эксперты Zaman: для отпускников из России Турция хоть и не закрыта полностью, но о массовом турпотоке речи нет, количество европейских гостей тоже идет на спад - многие опасаются близости с Сирией и участившихся терактов в самой Турции, бронирований на будущее лето совсем мало...
"Многие владельцы отелей брали деньги в долг, а потом не смогли их выплатить... Кризис с РФ вынудил многих отельеров продавать отели", - приводит издание аргументы турецкого риелтора Исмаила Озера.
"Россия не отправит около 4,5 миллиона туристов - это означает около 4,5 миллиарда долларов потерь", - таковы выкладки председателя Ассоциации туристических предприятий и гостиниц региона Эгейского моря Мехмета Ишлера, его также цитирует Zaman.
Стоит набрать в поисковике слова sale, hotel, Turkey, и тут же попадаешь на кучу сайтов с объявлениями о продаже. Вот, скажем, бутик-отель в Кемере, 28 номеров, 1 миллион 750 тысяч евро. За огромную пятизвездочную гостиницу на 265 номеров в Анталье просят 33 миллиона. Маленькую (26 комнат) гостиницу в районе Лара неподалеку от Антальи готовы уступить за 720 тысяч евро...
С другой стороны - сайты эти созданы явно не вчера. Отели, как и другая коммерческая недвижимость и раньше выставлялись на продажу. Гостиничный бизнес, как и любой другой, нередко переходит из рук в руки. А сейчас межсезонье, самое время купить отель, чтобы к пляжному сезону привести его в порядок и нанять персонал. В Анталье, как рассказывают местные жители, паники по поводу распродажи отелей не наблюдается.
Однако российский эксперт Игорь ИНДРИКСОНС, управляющий инвестициями в недвижимость и основатель компании Indriksons, считает, что речь идет не о простой сезонной распродаже:
- Да, на курортах Турции массово продают отели, и эта новость сегодня активно обсуждается не только российскими, но и зарубежными СМИ. Лидером по объему продаж стала Анталья, некогда один из самых популярных курортов среди россиян, спрос со стороны которых упал на фоне охлаждения российско-турецких отношений, - рассказал он "Комсомолке".
При этом, как отмечает Игорь Индриксонс, продаются не крупные пляжные гостиницы, а, наоборот, небольшие бутиковые отели или отели класса люкс, категории минимум четыре звезды.
- Многие турецкие отели приобретались в кредит, и собственникам приходится конкретно затягивать пояса, ведь ипотечные ставки для покупки коммерческих объектов в Турции сегодня превышают 15%. <Хочу отметить, что это не сезонная распродажа, поскольку объемы выставленных на продажу объектов просто огромные. Это скорее попытка отельеров хоть как-то удержаться на плаву, не столкнувшись с банкротством, - уверен эксперт. - Поэтому отели, выставленные на торги, будут и дальше простаивать в ожидании покупателей, которые меньше чем с 40-процентной скидкой приобретать не согласятся. Второй вариант «уступки» - снизить количество звезд или позволить потенциальному покупателю вовсе перестроить отель и превратить его номера в квартиры.
ЦИФРЫ
Так ли катастрофично сократилось число туристов на курортах Турции, чтобы срочно и массово избавляться от отелей?
Если посмотреть на статистику Министерства культуры и туризма Турции, вроде бы нет нет. За 2015 год в стране побывали 36 миллионов иностранных путешественников. Всего на 1,6% меньше, чем в 2014 году. Но это данные весь год. За декабрь спад турпотока уже серьезнее - 7,3 процента.
Разумеется, во многом за счет запрета чартеров из России. Но россияне все-таки не самые многочисленные гости Турции, на наших соотечественников приходится 10 процентов всего турпотока - 3,7 миллиона человек за прошлый год. Немцев куда больше: 5,6 миллиона, больше 15% от общего числа иностранных туристов. На третьем месте британцы, их в Турции за год отдохнуло 2,5 миллиона.
А В ЭТО ВРЕМЯ
В "закрытую" Турцию летают 52 самолета в неделю
Турция, в отличие от Египта, не закрыта полностью для российских путешественников. Да, турфирмам нельзя продавать путевки в Анталью и на другие турецкие курорты, и Роспотребнадзор их тщательнейшим образом проверяет на предмет нарушений. Да, запрещены чартерные рейсы из России в Турцию.
Но регулярное авиасообщение между нашими странами есть. Каждую неделю, по данным Ассоциации туроператоров России, в Стамбул и Анталью из наших аэропортов улетают 52 самолета. Рейсы выполняют "Аэрофлот", "Турецкие авиалинии", Pegasus.
Скажем, за декабрь 2015 года в Турции побывали 25 тысяч наших туристов (это данные Министерства культуры и туризма Турции, АТОР считает их вполне реалистичными). Не сравнить, конечно, с прошлыми годами, но для "закрытой" страны совсем немало. В 2014 году в декабре в Турции отдохнули 48 тысяч россиян, в декабре 2013-о, когда выездной туризм переживал свой звездный час, - 61 тысяча.
А КАК У НАС?
Продам турфирму. Дешево
Пока в Турции распродают отели, в России владельцы туристических агентств стараются избавиться от этого бизнеса. Причины в общем-то те же: самые массовые заграничные курорты для организованных туристов закрыты. Плюс кризис и просевший рубль. Кого на отдых-то отправлять?
Российский союз туриндустрии со ссылкой на данные компании Re:Sale Expert подводит невеселые итоги. Сейчас на продажу выставляется вдвое больше турагентств, чем в прошлом году. Каждый месяц - от 50 до 100 фирм. Новых хозяев находят лишь 10 - 15% туркомпаний, и то хозяевам иногда приходится снижать цену чуть ли не вдвое. Средняя цены готового турагентства сейчас - от 1 миллиона до 5,5 миллиона рублей. Год назад они стоили от 3 до 8 миллионов.
Впрочем, эксперты замечают, что с молотка идут в основном те агентства, которые так и не научились работать в новых условиях - у них нет наполненных свежей информацией и актуальными предложениями сайтов, нет оперативной онлайн-связи с клиентами, возможности оплаты через Интернет.