Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Дом. Семья25 февраля 2016 14:33

Что делать, если один хулиган кошмарит весь класс

Как справиться с агрессором, который мешает учиться и вести уроки?
Кадр из фильма «Класс». Подростка Йозепа (его держат за руки) травят одноклассники. При попустительстве взрослых все заходит очень далеко: не найдя защиты и понимания учителей и родителей, Йозеп с товарищем мстят за все унижения: расстреливают одноклассников...

Кадр из фильма «Класс». Подростка Йозепа (его держат за руки) травят одноклассники. При попустительстве взрослых все заходит очень далеко: не найдя защиты и понимания учителей и родителей, Йозеп с товарищем мстят за все унижения: расстреливают одноклассников...

Фото: кадр из фильма

После публикации первого материала о травле в школе мы получили множество откликов и писем. С агрессией в школе почти каждый сталкивался хотя бы раз в жизни. Кто-то получал подзатыльники от старшеклассников в раздевалке. Другим сложно было заниматься из-за одноклассников, все время срывающих уроки. Но если раньше в ответ на жалобы родителей хулигана могли отправить в коррекционную школу, то сейчас таких заведений просто нет.

Что теперь делать, если в классе есть агрессивный ребенок, рассказали «КП» директор гимназии № 1562 Валерий РОДИОНОВ и нейропсихолог школы № 1298 Ольга НОВИКОВА.

НЕ ПОЗВАТЬ ЛИ НАМ ВРАЧА?

Если от выходок школьника стонут и дети, и учителя, нужно сначала понять, что с ним не так. Может быть, это проблемы с воспитанием. А может, это диагноз, и с болезнью надо справляться лекарствами.

- Грань между хулиганством и диагнозом очень тонкая, - говорит Ольга Новикова. - Нужен консилиум учителей, медиков и психологов. Он может быть собран в школе, но есть и специализированные городские центры. На таком консилиуме в присутствии ребенка и родителей специалисты должны понять, что делать.

Если у ребенка действительно есть нарушения психики, то для него должны создать специальные условия обучения. Например, сегодня законом разрешено предлагать таким ребятам упрощенную школьную программу, свой график занятий и режим. Мало того, достижения такого ученика не учитываются при оценке качества обучения в классе - учитель на получит за «недоучку» нагоняй от начальства.

- На таких детей школа получает дополнительные деньги, поэтому финансовые возможности есть, - рассказывает Валерий Родионов. - Кроме того, в школах сейчас создаются специальные рекреационные зоны для учеников всей школы. Если ребенку трудно все время концентрироваться на уроке, он сможет выйти в такую зону и позаниматься там отдельно со специальным педагогом.

Если нужно, такому ученику назначат куратора, который поможет наладить график учебы. Устал сидеть на уроке - выйди, позанимайся в библиотеке. И одноклассников никто не отвлекает, и учителю спокойнее.

ИЗЛИШКИ ЭНЕРГИИ - В МИРНОЕ РУСЛО

Если проблема хулигана - дурное воспитание, то компенсировать это придется учителю.

- В распоряжении педагогов есть целый ряд профессиональных приемов, - продолжает Валерий Александрович. - Можно дать такому ученику отдельное задание на уроке. Если он устал сидеть на одном месте, можно отправить его за стоячую парту или устроить в классе разминку. Гораздо проще, когда такой ребенок учится у нас с детского сада, мы знаем, как с ним работать. Можем подобрать правильного учителя и определить его в класс, где учеников меньше, и учителю будет с ним проще работать.

С агрессивным учеником придется повозиться и классному руководителю. Он должен подобрать ему занятия так, чтобы ребенок мог выплескивать излишки энергии мирным образом. Например, отправить его в спортивную секцию во второй половине дня. Или в театральный кружок, чтобы ребенок мог получить недостающее внимание лично к нему.

- Во многом надо родителям сказать спасибо, - уточняет Ольга Дмитриевна. - Масса ситуаций, когда детям создают тепличные условия, и из-за этого у них потом трудности. Если мы всегда лояльны к ребенку, жалеем его, никогда не наказываем, то он учится тем способам совладания с собой, которые осваивают его сверстники. Ребенку нужны рамки, ограничения, которые он сможет пробовать на прочность.

Нам часто пишут читатели, которые жалуются на неадекватность мам и пап агрессивных детей. Мол, поговорить с ними о воспитании невозможно - все как о стенку горох! Но и на таких есть управа.

- Таких родителей мы вызываем в школу на беседу, - объясняет Валерий Родионов. - Мы говорим: если вы не хотите заниматься своим ребенком - пишите заявление, что берете на себя ответственность за все, что он натворит. Если с ним самим что-то случится или пострадают другие дети, отвечать будете именно вы. И тогда родители очень быстро берут все в свои руки и, если нужно, соглашаются на психологов и лечение.

КУДА ДЕЛИСЬ КОРРЕКЦИОННЫЕ ШКОЛЫ

Еще недавно одним из методов работы с такими детьми были коррекционные школы и классы. Сейчас от них отказались - на том основании, что они были малоэффективны, и на детей там ставили клеймо на всю жизнь. Но, может быть, зря?

- Есть дети, которые не могут охватить стопроцентно учебную программу, - говорит Ольга Новикова. - В коррекционных школах было трудовое обучение, и родители могли не бояться, что, если с ними что-то случится, ребенок не сумеет себя прокормить. Но в таких школах дети жили в зоне отчуждения и адаптироваться к нормальной жизни не могли. И даже те, у кого были небольшие проблемы, становились потом очень трудными.

Сейчас в российских школах вводится инклюзия - когда обычные дети и проблемные учатся в одном классе. Идея вроде благая: ученики с ограниченными возможностями здоровья потянутся за обычными и будут развиваться лучше. А «нормальные» ученики с детства привыкают, что есть разные люди, нужно не сторониться их, а помогать, поддерживать.

Но при такой схеме в школе должны быть и психологи, и социальные педагоги, и даже дефектологи. Но многие были вынуждены отказаться от их услуг ради экономии.

- Директор должен понимать, что это не то, на чем можно экономить, - уверен Валерий Родионов.

- Но первая реакция, если твоего ребенка травят, схватить его и отвести в другую школу!

- Это неправильно. Это значит, что он просто не научится решать проблемы, и потом конфликтная ситуация снова повторится - только уже в больших масштабах.

- Такие проблемы надо встречать с открытым забралом, - говорит Ольга Новикова. - Родителям надо не накидываться друг на друга, а встретиться и открыто поговорить на собрании. Иногда уже одно то, что родители поменяли свое видение ситуации, сказывается на поведении ребенка.

ЦИФРЫ

Количество детей с различными отклонениями психики все растет. И речь не только о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), но и о более серьезных заболеваниях.

Например, еще несколько лет назад соотношение детей-аутистов и обычных было 1 на 1000. Сейчас таких - 1 к 68. И это только те, чей диагноз подтвержден. Можете себе представить, сколько же рождается ребят с другими неврологическими отклонениями. Причина? Она в том, что очень далеко шагнула вперед медицина и сейчас выхаживают и ставят на ноги тех детей, которые еще лет 15 - 20 назад не выжили бы. То, что падает детская смертность, - это хороший показатель. Но вместе с ним должна появляться и профессиональная служба сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.