Премия Рунета-2020
Пермь
+9°
Boom metrics
Звезды6 марта 2016 11:20

Победитель шоу «Голос» отец Фотий: «Попсового батюшку» из меня не делали

Иеромонах рассказал «Комсомолке», какой совет дал ему Григорий Лепс, зачем священнику слава и почему в ДК лучше петь песни, а не церковные псалмы

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

Отца Фотия мы встретили в фойе отеля. Победитель четвертого «Голоса» вышел из лифта один, в скромной черной рясе. Честно признался, что устал - в Пермь после концерта в Екатеринбурге добирались семь часов, подвели пробки на дороге. А после выступления в Перми - концерты в Петербурге и Калининграде. Вместе с финалистами проекта Ольгой Задонской, Эрой Канн, Михаилом Озеровым.

- Тогда первый вопрос о трудностях, отец Фотий. Вы поете и в храме, и на большой сцене. Где труднее?

- Пение в церкви - это не выступление, а послушание. Оно помогает верующим погрузиться в молитву. А на сцене выкладываешься так, чтобы твои чувства, энергия проникли в сердца зрителей. Это тяжелый труд.

- В 2014 году Голос Италии выиграла сицилийская монахиня. Она исполняла светские хиты и рок-композиции наравне с остальными участниками шоу. Из Вас не пытались сделать на 1 Канале «попсового батюшку»?

- Нет, ничего такого там не было.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

- А может, вам пытались «поставить» голос, изменить манеру исполнения на более светскую?

- Нам не лезли в связки, грубо говоря. Просто давали советы по исполнению. У меня есть личный педагог по вокалу. Когда я пришел в монастырь, я стал заниматься с профессиональным преподавателем.

- На «Голосе» были моменты, чтобы вы отказались петь с кем-то из участников?

- Нет, такого тоже не было.

- А с Александром Градским одолевало искушение спеть дуэтом?

- С Градским дуэт не предполагался, так как он не был моим наставником. Ко мне повернулся только Григорий Викторович (Лепс - ред.), я пошел в его команду, мы с ним и пели дуэтом в финале(песню из репертуара Григоря Лепса «Лабиринт»).

- Трудно было уживаться монаху с эпатажным Лепсом?

- Не трудно. Он очень интересный, очень вдумчивый и рассуждающий человек.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

- Какой самый ценный совет дал наставник на проекте?

- Я запомнил один его совет: Не надо торопиться. Он и сам ему следовал на проекте. Отбирал исполнителей очень придирчиво и выборочно. Поэтому у него была на четвертом Голосе самая сильная команда.

- Священником не приходилось служить на проекте, отец Фотий? Никто из участников или съемочной группы не подходил за благословением, никто не просил исповедовать?

- Конечно, подходили благословляться, а так, чтобы исповедоваться - нет. Медийное пространство - особая среда. Здесь даже верующие здороваются со мной за руку, по-мужски, и в этом нет ничего предосудительного.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

- Победителю «Голоса» достаются слава, поклонники, внимание СМИ. Зачем это все священнику?

- Я осознаю, что на мне теперь огромная ответственность - не «зазвездиться». Показать, что ты остался таким же трезвенным монахом, как до проекта. Поэтому свою голову стараюсь держать максимально холодной, чтобы не возомнить о себе что-то.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

- Как быть с критикой: мол, место монаха - в храме, а не на эстраде?

- Я совершенно понимаю людскую реакцию. Они по-своему, формально, даже правы. Такого никогда в жизни не было, и быть не должно, потому что это несовместимые вещи. Но мы живем в необычное время, в котором случается сочетание несочетаемого. И не всегда это означает падение нравов, нарушение канонов. Можно же делать иногда исключения, которые будут нести хороший посыл, эмоциональный заряд.

- А церковное начальство не бранилось, когда вся страна увидела в телевизоре иеромонаха с микрофоном?

- На «Голосе» я выступал с благословения. I Канал написал официальное письмо Владыке Калужскому и Боровскому Клименту, чтобы тот дал добро, и меня отпустили. И мой духовник благословил. (Отец Фотий мечтал участвовать в "Голосе" еще год назад, но не решился тогда об этом сказать настоятелю).

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

- Во время проекта «Голос» и теперь, на гастролях победителей конкурса, Вы, получается, оставили свою паству ради сцены?

- Для монашествующего священника паства - это более формальное понятие, чем у священника на приходе. Тот знает судьбу своих прихожан, исповедует их. Вот это и называется паствой, когда ты пасешь овец Христовых. А когда ты находишься в монастыре, ты больше заботишься о своей душе. Я редко исповедую людей. Так получается, у меня пока нет духовных чад, постоянных исповедников. Да, люди приходят ко мне с разными жизненными вопросами, бытовыми и семейными, но в силу своей «зелености», житейской незрелости давать всем компетентные ответы просто не могу.

- Любимые песни есть у отца Фотия? Застольные, народные?

- Я не любитель петь в компании. Честно говоря, и на публику петь не люблю. Для меня очень большой труд выступать перед зрительным залом - чувствую смущение. Иногда из-за этого забываю слова. Вот недавно в Тюмени на концерте строчку перепутал, хорошо, что более-менее гладко получилось, никто ничего не заметил. Мне по душе записывать песни. Когда ты сам наедине с собой и аппаратурой. В келье записываю, монтирую, обрабатываю материал. И вот это мне нравится.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

- Случалось ли слышать такие признания: «Я мусульманка, но я Ваша поклонница»?

- Я получаю поддержку от совершенно разных людей. Пишут даже неверующие: «Я атеист, но все равно голосовал за отца Фотия». Или такие: «Пять лет не был в церкви, захотелось в храм пойти, когда увидел священника в таком образе».

- Вы ради этого шли на «Голос»?

- Это моя миссия - петь. Развивать талант, данный Богом. А миссионерство - это, скорее, следствие, а не причина. Достаточно было показаться на проекте, и это уже сыграло свою положительную роль. И, конечно же, после конкурса люди продолжают писать, подписываются на меня в соцсетях, общаемся в «Перископе» (видеоприложение в Twitter) . Так что после конкурса миссионерство продолжается.

- Так почему Вы на концертах не исполняете храмовую музыку?

- Люди, чтобы услышать духовные произведения, могут прийти в храм. А когда они приходят на концерт, для них нужно петь произведения, которые будут понятны светскому человеку, которые будут уместны в том месте, где они будут исполняться. Если это какой-то концертный зал или ДК , лучше, чтобы и репертуар был соответственным.

- Пожалуйста, дайте отеческое напутствие поклонникам.

- Не надо торопиться, - улыбнулся отец Фотий.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

СПРАВКА

Иеромонах Фотий, в миру Виталий Мочалов, насельник Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря в Калужской области. Родился в 1985 году Нижнем Новгороде. Закончил музыкальную школу по классу фортепиано, поступил в музыкальное училище. В 2002 году семья уехала жить в Германию, в город Кайзерслаутерн.

- В нашем городке не было своего прихода, и мы попросили православного священника из соседнего города приезжать к нам. По субботам арендовали конференц-зал, сдвигали столы для престола и проводили службы, как в катакомбной церкви, - рассказал «КП» отец Фотий.

В Германии Виталий учился игре на органе. Но, как сам признался, затосковал по России, решил вернуться на родину и жить в монастыре. Духовник посоветовал старинный Пафнутьев Боровский монастырь. В 2005 году Виталий Мочалов был принят в братию монастыря. В 2010 году совершил монашеский постриг с именем Фотий, а три года назад получил сан священника.

Иеромонах Фотий - регент церковного хора и верстальщик в монастырском издательстве. Сам сочиняет и записывает песни.