Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество7 марта 2016 14:00

Ей приказали летать на «Скальпеле»

В канун Международного женского дня «Комсомолка» встретилась с военным врачом, для которого спасение людей - семейная традиция
В канун Международного женского дня «Комсомолка» встретилась с военным врачом Екатериной Колобаевой.

В канун Международного женского дня «Комсомолка» встретилась с военным врачом Екатериной Колобаевой.

Помните в фильме "Офицеры" Любашу Трофимову, что играла главного врача санитарного поезда? Вокруг раненые, война, а она всегда собрана, и внешне совершенно спокойна. Вспомнил ее лицо, когда разговорился в Главном военном клиническом госпитале имени Н.Н.Бурденко со старшим врачом аэромобильного отделения Екатериной Колобаевой. Майор разговаривала со мной, а сама поглядывала на полки с оборудованием, отмечая, что нужно не забыть взять с собой в очередной рейс.

Внучка Героя СССР

- Как вы попали в отряд?

- После окончания лечебного факультета Московской медицинской академии имени Ивана Сеченова в 2003 году проходила в ординатуру по специальности «анестезиология-реаниматология». В госпиталь пришла на стажировку. Сразу попала на вылеты в Чечню и Беслан. По окончанию стажировки, приняв во внимание «боевые» заслуги, мне предложили военную службу.

- Почему согласились встать в армейский строй?

- В моей семье есть военная династия. Отец – полковник, дедушка – Герой СССР Михаил Белоусов, руководил Арктическим флотом (1940-1946 г.г.). Высшую награду он получил в 1940 году за то, что в экспедиции под руководством Ивана Папанина вывел изо льдов дрейфовавший ледокольный пароход "Георгий Седов".

Нам приказали: "летать"

- Когда появился отряд?

- Аэромобильное отделение в госпитале было создано в 1991 году. Называлось оно тогда «Летающая лаборатория «Скальпель». Первый борт №86906 ИЛ-76 (его бойцы назвали "Летающий скальпель") изначально был приписан к госпиталю имени Н. Бурденко. "Скальпелем" из Таджикистана, Афганистана и других горячих точек военными врачами было перевезено более 10 тысяч военнослужащих. Во вторую Чеченскую компанию мы уже почти не летали. Самолет встал на ремонт, а медики из отряда работали в отделениях госпиталя обычными анестезиологами и реаниматологами. В 2014 году мы получили современные самолетные медицинские модули для спасения раненых и нам приказали: «Летать». Модуль представляет собой четырехместный каркас, с современным лечебным и диагностическим реанимационным оборудованием. На борт Ил-76МД помещается пять таких модулей. Теперь на "Чкаловском" у нас дежурит самолет, который возможно использовать с модулями для спасательных операций.

- Какие у вас задачи?

- Мы эвакуируем тяжелопострадавших военнослужащих в военные госпитали Москвы и Санкт-Петербурга.

- Как это происходит?

- Мы можем взять с собой в полет любого специалиста, например хирурга, если пострадавшему требуется операция. Перед полетом, на земле мы готовим военнослужащего к транспортировке: убеждаемся в правильной работе дренажей, вентиляции легких, выравниваем пульс и давление. В модуле есть лаборатория, которая позволяет поставить диагноз "с колес", и поддерживать в полете пострадавшего.

Работа у этих военных врачей непростая - эвакуация тяжелопострадавших военнослужащих в военные госпитали Москвы и Санкт-Петербурга.

Работа у этих военных врачей непростая - эвакуация тяжелопострадавших военнослужащих в военные госпитали Москвы и Санкт-Петербурга.

- У вас были потери?

- Смертей в самолете не случалось.

Философия модулей

- Почему без вашего участия не могут отправить в Москву пациента?

- Да, сейчас медицинские модули разбросали почти по всем регионам. Сама философия модулей и ИЛ-76 именно в том, что в любом региона врачи должны быть готовы подготовить пациента к транспортировке самолетом. Но для этого врачи должны иметь соответствующую квалификацию и опыт. Пока мы единственное отделение в медицинской службе Вооруженных сил РФ, способное решать задачи по авиационной эвакуации.

- Модули бывают только для самолета?

- Есть модули для вертолетов. Сейчас на "Чкаловском" формируется вертолетная эскадрилья на базе Ка-226, оснащенная медицинскими модулями. Но мы вертолетами пользуемся редко. Они позволяют эвакуировать больных в радиусе 250 километров.

- Вы отслеживаете состояние людей, которых вы транспортировали?

- Опыт работы показывает, что чем раньше тяжелый пациент эвакуирован, тем скорее он пойдет на поправку. Как только пациенты поднимаются на ноги, они сами к нам заходят, чтобы поблагодарить.

Как ангелы с небес...

- В Арктике, как деду приходилось кого-нибудь спасать?

- Нет. Но так как там все чаще стали идти учения, мы готовимся к работе в экстремальных условиях.

- С парашютом прыгаете?

- Нет, пока только морально готовимся. Но было бы неплохо, если бы у нас проходила парашютная подготовка.

- Дома хоть бываете, да как же вас в семье терпят?

- Дома не видят, вот и терпят...(с улыбкой теребит обручальное кольцо)

- Что дает силы?

- Во-первых, уверенность в каждом специалисте из нашего отделения. Мы доверяем друг другу фактически свою жизнь. Доверие к летчикам. А еще благодарность спасенных ребят: один пациент, которого мы перевезли, после выздоровления сказал нам: "Вы как ангелы с небес – прилетели и сохранили нам жизни". Знаете, когда тяжело, всегда вспоминаю эти слова.