Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Происшествия21 марта 2016 12:15

Экипаж FlyDubai мог повторить ошибку пилотов «Боинга», рухнувшего в Казани три года назад

Согласно новой версии, пилоты «забыли» об отключенном автопилоте и оставили лайнер без управления
На месте крушения пассажирского самолета Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, следовавшего по маршруту Дубай - Ростов-на-Дону. Пассажирский самолет разбился при посадке в аэропорту. В результате крушения погибли 62 человека. Фото: Максим Григорьев/ТАСС

На месте крушения пассажирского самолета Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai, следовавшего по маршруту Дубай - Ростов-на-Дону. Пассажирский самолет разбился при посадке в аэропорту. В результате крушения погибли 62 человека. Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Катастрофа «Боинга» в Ростове-на-Дону чем-то напоминает еще одно крушение — то, что произошло в Казани 17 ноября 2013 года. Тогда из-за невозможности совершить посадку лайнер авиакомпании «Татарстан» — тоже «Боинг-737» - попытался уйти на второй круг и неожиданно рухнул — практически вертикально. Может быть, и причины в чем-то схожи. Ведь сейчас уже ясно, что пилот FlyDubai не пытался сесть, а намеревался продолжать ожидание погоды в воздухе — топлива у него хватало. И после начала такого несложного, казалось бы, маневра произошло крушение.

«Комсомолка» подробно писала о возможных причинах казанской катастрофы трехлетней давности. Изучив факты, мы предположили, что, заходя на второй круг, пилоты невольно отключили автопилот и лайнер на 20 секунд остался без управления.

Режим ухода на второй круг на «Боинге-737» включается одной кнопкой - «TOGA» (Take Off/Go Around. Взлет/Уход на второй круг). Все данные аэропорта и положения самолета введены в бортовой компьютер, и если пилот не уверен в безопасной посадке, то автоматика сама уводит лайнер от полосы, совершает круг и приводит к заходу на посадку снова.

Однако в этом правиле есть одно существенное исключение. Дело в том, что на «Боинге-737» два канала автопилота, они дублируют и помогают друг другу. Если включены оба канала, нажатие кнопки «TOGA» приводит к описанной выше последовательности. Но если работает только один, то он... отключается. Автоматика в этом случае не берет на себя ответственность за пилотирование, предполагается, что пилот возьмет управление на себя.

Это и погубило казанский «Боинг». Не зная (или забыв) об этой тонкости, пилоты ввели в действие режим «TOGA» при одном работающем автопилоте, оставив самолет без управления. Они были уверены, что двигаются на автопилоте, в то время как лайнер бесконтрольно выходил за предельные углы атаки, а потом уже ничего нельзя было сделать.

Три года назад «Комсомолка» с помощью специалистов даже смоделировала ситуацию на авиасимуляторе. Наш виртуальный лайнер рухнул точно так же, как и настоящий в Казани (см. наше расследование «20 секунд без штурвала» в номере от 1 декабря 2013 года).

Наше предположение полностью подтвердилось расследованием МАК. Вот цитаты из итогового доклада:

«При уходе на второй круг экипаж не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолета в сложное пространственное положение».

Кстати, в процессе расследования специалисты МАК проводили тесты среди пилотов. Оказалось, что многие недостаточно хорошо знают тонкости процедуры ухода на второй круг и логику работы автопилота в этот момент. В результате во всех авиакомпаниях были проведены усиленные тренировки на тренажерах. И теперь эта особенность работы бортовых систем «Боинга» нашим летчикам известна хорошо.

Но в Ростове за штурвалом был иностранец...

Что мы имеем? Командир воздушного судна уведомляет диспетчера, что в ожидании погоды уводит самолет на еще один дополнительный круг, после чего происходит катастрофа. Возможно, лайнер следовал под управлением автопилота, из двух каналов которого работал только один. Командир нажимает на ту же кнопку «TOGA», автопилот отключается, но экипаж замечает это далеко не сразу...

Наш эксперт, президент Профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук, считает, что такое развитие событий вполне могло иметь место.

- Разбившийся в Ростове-на-Дону «Боинг» имел ту же самую особенность: автопилот, работающий на одном канале, отключается при нажатии кнопки «TOGA», - говорит Мирослав Бойчук. - А два канала включают обычно, когда самолет идет на посадку в автоматическом режиме. Так что вполне возможно, первый круг проходил на одном канале, а потом, заходя на второй, пилот нажал кнопку. И тем не менее, вопросов остается слишком много. И я не хотел бы сейчас, без достаточной информации, обвинять погибших коллег. Вполне возможно, что причина катастрофы — отказ техники. Так что нужно дождаться расшифровки бортовых самописцев.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Источник: Ошибка пилота при крушении «Боинга» в Ростове-на-Дону выходит на первый план

Пока злополучный борт FZ981 кружил в небе, выбирая момент для приземления, один за другим на взлетно-посадочную полосу успели сесть несколько лайнеров

Уже известно, что бортовые самописцы («черные ящики») «Боинга-737-800», разбившегося в Ростове-на-Дону, сильно повреждены, об этом заявил Международный авиационный комитет, чьи специалисты приступили к их изучению. И, естественно, именно их расшифровка даст информацию о причинах крушения, в котором погибли 62 человека – 55 пассажиров и семь членов экипажа. Правда, займет это от одного до четырех месяцев.

Однако определенные результаты в расследовании (возбуждено, напомним, уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») у следствия уже, разумеется, есть. (подробности)

В ТЕМУ

Семь загадочных моментов авиакатастрофы под Ростовом

«Комсомолка» разобрала с экспертами странные детали вокруг трагедии

Читатели сайта kp.ru активно обсуждают обстоятельства падения «Боинга-737» под Ростовом. Странностей хватает. Особенно если посмотреть момент падения самолета, снятый одной из камер со здания в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. Читатели спорят буквально до хрипоты. Мы собрали наиболее обсуждаемые вопросы и разобрали их с помощью экспертов по авиации.

1. Что горит на падающем самолете?

На том самом ночном видео лайнер падает на землю, как большое яркое пятно. Некоторые считают, что в момент приземления «Боинг» горел.

- Это не огонь, это свет посадочных фар, - уверен специалист по безопасности полетов Александр Романов, бывший командир воздушного судна . – В этот момент была небольшая дымка, визуально она усиливает свет. На крыльях есть рулежные фары, они включаются на высоте в 3000 метров для отпугивания птиц. Когда борт выходит на глиссаду (траекторию посадки, - Ред.), он включает посадочные фары. Но, кстати, во время осадков включать их не рекомендуется. Создается «экран», который может ослепить пилотов. (подробности)

ПРОЕКТ ПАМЯТИ

Экипаж и пассажиры трагического рейса Боинга-737

Вспомним всех поименно