Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды21 марта 2016 22:20

Любовь по правилам и без

В Москве открывается Кинофестиваль франкофонии. В программе — кино из Бельгии, Швейцарии, Франции, Канады, Мавритании
Лучший фильм фестиваля - «Маргарита» Ксавье Джанноли.

Лучший фильм фестиваля - «Маргарита» Ксавье Джанноли.

Фото: кадр из фильма

Обаятельный и все еще молодой актер Луи Гаррель («Мечтатели») не мог не пойти по стопам своего отца, известного режиссера Филиппа Гарреля, и сам снял кино — на дежурную для французов тему любовного треугольника. Название свежее - «Друзья». В этой многословной и пустой, хотя и вполне кондиционной для дебюта поделке, Гаррелю удалось напомнить, что в любви каждый за себя, а социальные службы против всех, и что в принципе без этих любовных томлений всем живется намного лучше, но, право, ради подобной пошлости стоило ли беспокоиться? Малопривлекательный, лысеющий, в дурацкой шапке мужчина Клеман (Винсан Макен) по уши влюблен в мигрантку Мону (красавица Голшифте Фарахани), находящуюся в условно-досрочном освобождении. Симпатичный и обольстительный друг Клемана по имени Абель (в этой роли, понятно, сам Луи Гаррель), призванный утешать своего эмоционально лабильного приятеля, разумеется, сам увлекается смуглянкой, каковая, несмотря на всю хваленую восточную скромность, отдается ему немедленно и бесповоротно. В то время, как его лучший друг лежит в больнице с перерезанными венами по причине неразделенной любви. Но Абеля, как и всех, это нисколько не останавливает. И кто его может за это упрекнуть?

В "Друзьях" Гаррелю удалось напомнить, что в любви каждый за себя

В "Друзьях" Гаррелю удалось напомнить, что в любви каждый за себя

Фото: кадр из фильма

Их бы проблемы героям мавританского "Тимбукту" (режиссер - Абдеррахман Сиссако). В этом занесенном песками местечке с названием из сказок и песенок, как оказалось, свирепствуют исламисты — неразличимые альфа-самцы, одержимые джихадом и идеей отстаивания традиционных ценностей. Они требуют от женщин скрывать свои ладони и ступни и, будь на то воля Аллаха, замуровали бы их заживо. Они побивают камнями за рождение детей вне брака и считают вполне нормальной практикой насильственный увод понравившихся им девушек из родительского дома под угрозой расстрела. Знаменитый африканский режиссер Сиссако избегает прямой негодующей публицистики, прибегая к прозрачной, исчерпывающей, однако вовсе не примитивной образности. При этом она часто вдохновлена не страшной реальностью, а усвоенным автором в годы обучения во ВГИКе очень хорошим кино.

В "Тимбукту" режиссер прибегает к прозрачной, исчерпывающей, однако вовсе не примитивной образности

В "Тимбукту" режиссер прибегает к прозрачной, исчерпывающей, однако вовсе не примитивной образности

Фото: кадр из фильма

Лучший фильм фестиваля - «Маргарита» Ксавье Джанноли. Историю худшей оперной певицы в мире (ее звали Флоренс Фостер Дженкинс, и ее уже успела сыграть вездесущая Мэрил Стрип в только что снятом фильме Стивена Фрирса) французы сделали своей, сняв на ее основе прелестный, умный, легкий, парадоксальный и чуть душещипательный фильм — однозначно лучший французский фильм 2015 года. Немолодая уже Маргарита (отличная Катрин Фро) поет строго мимо нот исключительно противным голосом, от которого трескается посуда. Но счастливым образом не догадывается об этом, поскольку очень богата, и потому всю жизнь отдает музыке. Купив себе педагога, она решает дать отчетный концерт в шикарном зале перед обычной, а не прикормленной публикой. Во время выступления, уже осмеянная и освистанная, она на секунду обретет музыкальный слух и ангельский голос — только для того, чтобы сразу его сорвать... Маргарите очень не хватает любви, но «по-своему» любящий ее муж, как может, оберегает ее от реальности. Жизнь в коконе, конечно, прекрасна, но реальность всегда вмешается и все испортит. С этой точки зрения «Маргарита» - отличная метафора творческого процесса, всякой жизни, «отданной искусству», то есть иллюзии. Творец не видит и не слышит себя в момент творчества, не отдает себе отчета в том, что извлекаемые им звуки, быть может, лучше не извлекать, слова — не исторгать, кино — не снимать. Он просто счастлив в этот момент. И мы, разумеется, за него очень рады, хотя твердо знаем, что момент истины настанет, а для особенно оторвавшихся от реальности он станет еще и моментом расплаты.