Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics

Шамиль Мунчаев: «В науке не должно быть случайных людей!»

В гостях у «Комсомолки» руководитель Научной школы «Отечественная история» РЭУ им. Г. В. Плеханова
Юлия ПОЛЯНСКАЯ
Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор исторических наук, руководитель Научной школы «Отечественная история» РЭУ им. Г. В. Плеханова Шамиль Магомедович Мунчаев.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор исторических наук, руководитель Научной школы «Отечественная история» РЭУ им. Г. В. Плеханова Шамиль Магомедович Мунчаев.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор исторических наук, руководитель Научной школы «Отечественная история» РЭУ им. Г. В. Плеханова Шамиль Магомедович Мунчаев рассказал читателям «Комсомолки» о стратегии вуза по поиску наиболее талантливых студентов и подготовки их к работе в фундаментальной науке.

- Уважаемый Шамиль Магомедович, на протяжении многих десятков лет вы трудитесь в РЭУ им. Г.В. Плеханова. За эти годы вы написали и издали десятки монографий по истории России, Советского Союза и современной России, подготовили более 150 кандидатов и докторов наук, в том числе для стран ближнего и дальнего зарубежья, побывали в десятках зарубежных стран, где читали лекции, участвовали в научных конференциях. В чем заключается секрет такой эффективной и многоплановой работы?

- Вопрос очень интересный и довольно непростой. Однозначно на него не ответить. Постараюсь ответить объективно и честно. Главный секрет успеха в сегодняшней работе заключается в первую очередь в той серьезной фундаментальной научной базе, которая была заложена в наше поколение в советские годы. И, конечно, в первую очередь - серьезное образование в средней школе, а затем в высшей школе. К сожалению, сегодня мы почти забыли советскую систему образования и воспитания, и недооцениваем всё то положительное, что было свойственно ей. А жаль, рано или поздно мы вынуждены будем вернуться к ней. Забегая несколько вперед, хотелось высказать в этой связи и следующее соображение. На формирование моего поколения наряду со школой самое большое влияние оказала семья, устоявшиеся в ней благородные традиции – глубочайшее уважение к старшим, любовь и серьезное отношение к труду и порученному делу, терпимость к другим народам и религиям. В одной только нашей школе обучались представители более десятка народов (русские, дагестанцы, армяне, азербайджанцы, грузины, евреи, татары и многие другие), никому и в голову не могло прийти оскорбить соседа по национальному признаку, высказать в какой бы то ни было форме неуважение и тем более оскорбление представителю другой народности. В годы нашей учёбы люди разных национальностей были объединены искренней дружбой, хорошо понимали и уважали друг друга. Всё это отражалось на обстановке в семье. В нашей многодетной семье (пятеро сыновей и одна дочь) родители были малограмотными, но всем дали образование. Все мы свободно владели многими языками: русским, дагестанским, азербайджанским, армянским, грузинским и другими. Особому внимание родители придавали изучению русского языка, хорошее знание которого открывало широкие просторы для активной жизнедеятельности в многонациональном Советском Союзе. Этим во многом объясняется и то, что пятеро детей из одной семьи Мунчаевых впоследствии стали крупными учеными, докторами наук, профессорами, врачами и т.д., которые внесли немалый вклад в развитие страны, и особенно - в науку. Вот что такое для нас - советская власть, её социальное образовательная и культурная политика, вот в чём секрет многих успехов.

В 1949 году, окончив среднюю школу, я поступил на Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Серьезная общегуманитарная историческая подготовка была заложена в средней школе, поэтому колебаний и сомнений в выборе вуза и специальности не было. Ещё в средней школе моё поколение было достаточно прилично ознакомлено с русской классической литературой и с произведениями советских писателей. Это обстоятельство во многом помогло в дальнейшей учёбе и работе. Пять лет студенческой жизни в МГУ оказались серьезной школой не только в подготовке профессионального историка, но и в формировании специалиста способного самостоятельно широко мыслить и решать задачи, которые вставали перед нами в тех непростых историях. Следует сказать, что в те годы на Истфаке МГУ работали выдающиеся отечественные учёные – историки, внесшие огромный вклад в развитие исторической науки и в подготовку достойной смены молодых учёных. Достаточно назвать хотя бы некоторых учёных, оставивших большой след в науке и оказавших большое влияние на формирование нашего поколения, в частности: Б. Рыбаков, А. Арциховский, С. Сказкин, А. Ерусалимский, Н. Савинченко, В. Авдиев и многие другие, широко известные в науке ученые.

С самого начала студенты были приобщены к работе в библиотеке и других книгохранилищах, к регулярному посещению музеев, театров и других культурных и спортивных мероприятий. Всё это заметно повышало и общий уровень будущих историков. После окончания МГУ и аспирантуры в этом университете, в 1964 году судьба связала меня с Российским Экономическим Университетом им. Г.В. Плеханова. Таким образом, моё формирование, как учёного-историка, преподавателя связано с двумя вузами. В Плехановке я работаю почти 60 лет - начинал ассистентом, потом стал доцентом, профессором, заведующим кафедрой истории, руководителем Научной школы «Отечественная история». За годы работы здесь мне удалось добиться немалого. Я подготовил более сотни аспирантов и докторантов, успешно работающих сегодня во многих вузах России и зарубежных странах. Издал немало научных трудов, среди которых крупные монографии и вузовские учебники по истории России. Вот, как говорят, и весь секрет работы.

- Кроме большой научной и учебной работы в университете, вы многие годы являлись заместителем декана по работе с иностранными студентами - Плехановка всегда была в лидерах по количеству обучающихся в вузе иностранных граждан. Очевидно, что и сейчас в университете есть немало студентов из разных стран. Сколько их, какие государства они представляют, как они адаптируются к жизни и учебе в известном университете, которому на днях исполнилось 109 лет?

- Да, за время работы в Плехановке я более пяти лет являлся заместителем декана по работе с иностранными студентами. В 60-80-е годы в нашем вузе ежегодно обучались не менее тысячи студентов и аспирантов из зарубежных стран. Здесь были представлены ребята из более чем шестидесяти государств Европы, Азии, Дальнего Востока, Латинской Америки и других стран. Следует заметить, что Плехановка имеет богатый опыт по подготовке специалистов для зарубежных стран. Известно, что первые группы иностранных студентов (в 20-е годы XX века), прибывшие в СССР, обучались именно в у нас. Контингент зарубежных студентов, которые обучались в Плехановке в 60-70-е годы, был разнообразный, и работать с ним приходилось с учётом особенностей каждого региона, из которого они прибывали. Это была трудоёмкая каждодневная работа, требующая огромных усилий. Вместе с тем, это было необходимо не только для подготовки специалистов из зарубежных стран, но и для воспитания наших друзей в этих странах, которые относились бы с уважением к нашей стране и к правильному пониманию российской истории. Многие выпускники нашего вуза стали впоследствии видными государственными деятелями в своих странах, крупными учёными, сыгравшими заметную роль в развитии народного хозяйства и науки. Приезжая в Москву, они, как правило, всегда посещают Плехановку, и с большой теплотой вспоминают о годах, проведенных в нашей стране.

К сожалению, после распада СССР многое изменилось в этом плане не в лучшую сторону. Во-первых, резко сократился приток в наши вузы иностранных студентов, особенно из стран так называемого «дальнего зарубежья». Во-вторых, оборвались многие контакты с выпускниками прошлых лет из зарубежных стран, что оказало отрицательное влияние на отражение объективной информированности о нашей стране – а это тоже снизило число иностранных студентов, желающих приехать на учёбу к нам. Поэтому сегодня в наших вузах широко представлена молодежь из стран, которые недавно составляли единую страну – СССР. А значит, основные усилия в нашей работе будут сконцентрированы на расширении приема молодежи из стран бывшего Союза.

- Опираясь на ваш богатый жизненный опыт, в том числе и с иностранными студентами, что вы могли бы посоветовать родителям и их детям, выбирающим будущее место учебы?

- Говоря о выборе места будущей учебы, хотелось обратить внимание не следующее. В современных условиях это довольно сложная проблема, если учесть к тому же элитную конкуренцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Серьезно этой проблемой органы образования не замаются, создается впечатление, что она брошена на самотек. Но я уверен, что грамотное изучение и использование советского опыта в данной области может привести к заметным положительным результатам.

Если говорить о рекомендациях родителям и их детям, выбирающим будущее место учебы, то хотелось бы обратить внимание на следующее: вузов в стране много, сейчас идет процесс реорганизации многих из них, и важно при выборе не ошибиться, ибо это может привести к серьезным последствиям для потенциальной карьеры молодого человека.

Я рекомендовал бы обратить серьезное внимание на российский экономический университет имени Плеханова и его факультеты. Плехановка нормально работает почти 110 лет, готовя высококвалифицированных специалистов для многих отраслей народного хозяйства, успешно работающих не только в России, но и во многих зарубежных странах, особенно, на постсоветском пространстве – в странах СНГ. За последние годы Плехановка заметно выросла, в ее состав влились недавно такие крупные вузы как Московский экономико-статистический институт, Саратовский социально-экономический университет, Российский торгово-экономический университет и другие учебные заведения. Сегодня наш вуз стал крупнейшим многопрофильным университетом, который ценят и уважают во многих странах мира.

- Кого из аспирантов, подготовкой которых вы руководите, вы могли бы выделить, в том числе оригинальностью и актуальностью научного исследования?

За годы работы в Плехановке нами подготовлено не менее ста пятидесяти аспирантов, успешно защитивших диссертации, ставших серьезными учеными. Многие из наших аспирантов работают на постсоветском пространстве, в странах СНГ. Правила поступления в аспирантуру стали несколько другими - если в прошлые годы было необходимо иметь базовое образование по выбранному научному профилю, то сейчас придерживаться этого условия необходимости нет – ведь многие кафедры, многие дисциплины стали работать в симбиозе, на стыке наук, поэтому и подбор аспирантов, допустим, по нашей специальности – это уже прерогатива самой кафедры. Прежде чем предложить студенту продолжить обучение в аспирантуре, мы довольно основательно знакомимся с его наклонностями и интересами в научной работе. Важно, чтобы в науку не попали случайные люди, которым степень доцента или доктора нужна только для галочки.

Сегодня в университете много будущих ученых из стран бывшего Союза. Обо всех не расскажешь, но хотелось бы выделить из числа молодых аспирантов посланницу братского Казахстана Дану Калмурзаеву. Дана недавно закончила факультет Международных экономических отношений нашего Университета. И, будучи еще студенткой, она серьезно увлеклась научной работой, активно участвовала в научно-практических конференциях, опубликовала несколько интересных статей, посвященных российско-казахстанским отношениям. Поэтому поступление ее в аспирантуры кафедры истории вполне закономерно. В аспирантуре она продолжает работать над проблемой, которую определила для себя еще в студенческие годы: тема ее исследования связана с историей становления и развития Евразийского союза. Эту исключительно актуальную проблему аспирантка исследует на примере России и Казахстана, стран, которые являются основой движущей силой Евразийского союза. Научно-практические результаты данного исследования и рекомендации автора будут иметь важное значение не только для России и Казахстана, но и всех стран ЕАЭС.

_____________________________________________________________________________

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта для реализации социально значимого проекта «Образование в России – путь к взаимопониманию и сотрудничеству в XXI веке» в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.2015 №79-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией – Общество «Знание» России.