Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Boom metrics
Звезды27 марта 2016 22:00

Сталину - "Кармен", Ельцину - Глинку

Главный театр страны, Большой, отмечает 240-летие [фото]
Его рождением считается — 28 марта 1776 года

Его рождением считается — 28 марта 1776 года

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

С заведующей музеем Большого театра Лидией Хариной мы решили вспомнить наиболее яркие страницы из жизни главного театра страны.

Его рождением считается — 28 марта 1776 года, когда губернский прокурор князь Петр Урусов получил добро от императрицы Екатериной II на содержание публичного театра. По сути Петр Васильевич стал первым театральным продюсером, который должен был получать доходы от организации театральных представлений, балов, концертов и маскарадов. Но до доходов дело не дошло. Театр, который назывался Петровским (по названию улицы Петровка, на которой расположен) сгорел еще до открытия.

Урусов, от греха подальше, отдал дело своему компаньону - английскому предпринимателю Майклу Меддоксу. Но и под его руководством театр жил трудной жизнью и спустя четверть века тоже сгорел.

В январе 1825 года на месте театра Меддокса открылся другой, построенный по проекту Осипа Бове. Это было самое большое здание в Москве, соперничающее по масштабу с Сенатом в Кремле. Вот откуда появилось название. А в соседнем здании, перестроенным по проекту того же Бове, открылся Малый театр.

ПРО ЧУМНОЕ КЛАДБИЩЕ

На Театральной площади (там, где сейчас сквер) в 19 веке весной продавали рассаду, саженцы, цветы. В остальное время площадь использовалась под плац (от здания театра до стен Белого города), где проходили военные парады и смотры.

- Говорят Большой театр стоит на чумном кладбище? - поинтересовалась я. Эту версию я часто слышала от бывшего премьера балетной труппы Николая Цискаридзе.

- Театр стоит на болоте, - рассказала Лидия Харина. - О чумном кладбище сведений нет. В ХVIII веке здесь были земли князей Ростовских и Туркестановых. Частная собственность, которую князья продали. Кладбищенская земля не могла находиться в частном владении. Я с большим уважением отношусь к Николаю Цискаридзе, но некоторые его суждения не совсем компетентны.

На Театральной площади (там, где сейчас сквер) в 19 веке весной продавали рассаду, саженцы, цветы

На Театральной площади (там, где сейчас сквер) в 19 веке весной продавали рассаду, саженцы, цветы

Например, разговоры о том, что до реконструкции театра (2005-2011 годы — Ред.) театр украшало «старинное золото», а сейчас — не пойми что. Все с точностью наоборот. С ХIХ века сохранился декор из папье-маше. Как думаете: за 150 лет (в 1856 году Большой театр открылся после очередного пожара, здание восстановили по проекту Альбера Кавоса — Ред.) бумага могла сохраниться в идеальном состоянии? Конечно, нет. Ее постоянно «латали», заменяли гипсовой формой, покрытой бронзовой краской. Немножко золота, немножко темной бронзы — со стороны впечатление, что это «старинное золото». На самом деле так проводили реставрацию по бедности. На ярусах вместо цемента, лежал асфальт. Стена амфитеатра была из ДСП. Хотя должна быть акустическая сосна. Все это было обнаружено во время реконструкции. Слезы, пролитые по утраченному в коридоре паркету, тоже напрасны. Изначально паркета там не было. В этом легко убедиться, посетив Оружейную палату, которая в ХIХ веке строилась одновременно с театром из одних и тех же строительных материалов. Полы делали из так называемой флорентийской мозаики. В театре из-за большого количества посетителей мозаика со временем покололась. Восстанавливать ее было дорого. Дешевле - положить паркет и каждый сезон циклевать его и покрывать лаком.

Разговоры о том, что до реконструкции театра (2005-2011 годы) театр украшало «старинное золото», а сейчас — не пойми что неправда. Все с точностью наоборот

Разговоры о том, что до реконструкции театра (2005-2011 годы) театр украшало «старинное золото», а сейчас — не пойми что неправда. Все с точностью наоборот

Фото: Евгения ГУСЕВА

ГАВРИЛЕ МАРЬИНУ — МЕДАЛЬ ЗА СПАСЕНИЕ НА ПОЖАРЕ

11 марта 1853 года в Большом театре случился страшный пожар. Кто-то забыл свечу под лестницей рядом со сценой. В это время на 4-м ярусе репетировали хор мальчиков. Наверху в ламповом сарае рабочие ремонтировали люстру. Зал готовили к концерту для ветеранов войны и инвалидов. Тут-то все и полыхнуло. На лошади гонец помчался на Тверскую заставу. Оттуда прискакал дежурный убедиться, что Большой театр и вправду горит. Убедился и обратно - к заставе. После этого пожарные с бочками на повозках несутся на Знаменку к Москве-реке... Пока суть да дело, Большой театр догорал вместе с нотной библиотекой, уникальными инструментами, декорациями и костюмами. Хор мальчиков — 40 человек — успели эвакуировать. Рабочие лампового сарая выскочили на портик. Трое из них, перекрестившись, прыгнули вниз. Увы, разбились насмерть. По высоте Большой театр — десятиэтажное здание. Четвертый бедолага остался ждать чуда. И чудо пришло в лице случайного прохожего крестьянина из костромской области Гаврилы Марина. Обвязавшись веревкой, Гаврила полез по водосточной трубе на портик. Взобрался, привязал к себе потерпевшего и слез вместе с ним на землю. Народ ликовал. Это был подвиг, о котором писали не только российские, но французские и английские газеты. Зеваки, что собрались поглазеть на пожар, тут же отблагодарили Гаврилу пожертвованиями (так было принято в случаях ЧС). За спасение человека на пожаре герой был удостоен аудиенции у московского генерал-губернатора и даже императора Николай I.

11 марта 1853 года в Большом театре случился страшный пожар

11 марта 1853 года в Большом театре случился страшный пожар

А как же котлы с водой, установленные под крышей театра на случай пожара? Они оказались бесполезны. Паром от вскипевшей воды разорвало крышу театра. Алебастровый Аполлон и его 4 коня рухнули на землю. Со временем их заменили на такие же, но из бронзового сплава. После пожара уцелели только 8 колонн, сделанные из песчаника. Эти колонны Бове до сих пор украшают здание Большого.

Театр, восстановленный к 1856 году по проекту Кавоса, тоже снабдили котлами. Несколько из них сохранились до недавней реконструкции. В них, например, держали, нотную библиотеку. А угрозой пожара больше не баловались. В театре организовали не только свою пожарную часть, но и полицейскую заставу.

НА МЕСТЕ ЦУМа — ДИНАМО-МАШИНА

После реконструкции театр «ушел» на 6 этажей вниз (примерно 20 метров в недра земли). Там сейчас концертный Бетховенский зал. Первое время музыканты возмущались: невозможно давать концерты. Каждые две минуты — ту-ду ту-ду. В этом месте проходит крупный узел метрополитена. Шум от движения поездов не давал настроиться на Моцарта и Вивальди. По просьбе Большого театра метро пришлось закрыть на несколько дней и провести под землей особенные «беззвучные» рельсы.

Знаменитая хрустальная люстра, которая висит над исторической сценой, была сделана на заказ в 1863 году во Франции. Ее диаметр - 6 метров и весит она почти две тонны. Сначала люстра была газовая. Потом ее приспособили под электричество. А на месте ЦУМа в сарае стояла динамо-машина, которая давала электроэнергию и для Большого и для Малого театров.

Знаменитая хрустальная люстра, которая висит над исторической сценой, была сделана на заказ в 1863 году во Франции

Знаменитая хрустальная люстра, которая висит над исторической сценой, была сделана на заказ в 1863 году во Франции

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Не только члены императорской семьи, но и советские вожди регулярно бывали в Большом театре. Например, Сталин любил и оперу, и балет, часто слушал «Кармен». Он сидел в литерной ложе, предназначенной для царской фамилии и дирекции, за бронированной стенкой. В этой ложе есть своя гостиная и отдельный вход с улицы. В нее не продают билеты. Вопреки расхожему мнению, знаменитая царская ложа не имеет такого статусного значения, как литерная. Она предназначена всего лишь для высоких гостей.

Борис Ельцин на посту президента приходил в театр на каждое открытие сезона. В ту пору каждый сезон открывался оперой «Жизнь за царя». Восемь лет подряд Борис Николаевич был вынужден слушал это произведение Глинки. Многие решили, что это его любимая опера. И не меняли спектакль, пока не поменялся президент.