Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics

Москва таинственная: Грустный Гоголь, последние дни в доме на Никитском и посмертные мифы

Продолжаем открывать московские тайны вместе с Радио «Комсомольская правда» [аудио]
А вот так вас встречает в одном из залов знаменитая гоголевская шинель. Жутковато, да? Вглядитесь: тут еще и Нос присутствует!

А вот так вас встречает в одном из залов знаменитая гоголевская шинель. Жутковато, да? Вглядитесь: тут еще и Нос присутствует!

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Гуляем по Москве сегодня с Александром Мишиным, библиофилом, гидом общества пеших прогулок «Москвохода».

Мишин:

- Здравствуйте!

Андреассен:

- Мы договорились отправиться в «дом Гоголя» - дом, который ему не принадлежал, но где он жил. Напомню адрес. Москва, Никитский бульвар, 7-а. А проще, наверное, объяснить так: это тот дом, во дворе которого сидит «грустный Гоголь»...

Мишин:

- Да, этот памятник «сидит» там с середины 50-х годов. Вообще, в Москве памятники очень подвижные, бегучие. С десяток таких наберется - например, Иван Федоров, которого четыре раза двигали с места на место.

А здесь история более яркая. Наверное, Гоголю она бы понравилась. Ведь двойничество – сильный мотив его многих произведений. И вот обычно противопоставляют два памятника писателю. Это памятник Гоголю работы скульптора Томского на Арбатской площади (там есть надпись пошловатая: от советского правительства.) И памятник, открывавшийся там же, на Арбатской площади в 1909-м году в апреле скульптора Николая Андреева. Но вы знаете, я не склонен советского Гоголя ругать, а этого, «сидячего», хвалить. Когда Гоголя андреевского открыли, у многих были кислые лица: мол, это же декаданс, вырождение, неправильное и болезненное. А советский Гоголь - он скучноватый, но академически верный. Абсолютно профессиональный. Когда было 200-летие Гоголя, их хотели опять поменять местами. Слава Богу, хватило ума не заниматься вот этой традиционной московской суетой.

Когда вы идете по Никитскому бульвару и видите с левой стороны сидящего летом в темноте (потому что над ним купа деревьев, он как бы в беседке) Гоголя – это тот самый памятник. С правой стороны - дом. А когда вы еще чуть дальше проходите, видите торец этого дома. И окошко – это спальня Николая Васильевича, где он и закончил свою жизнь.

Вот так вас встречает в музее Гоголь.

Вот так вас встречает в музее Гоголь.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Это единственный сохранившийся дом в Москве, где он жил?

Мишин:

- Места такие есть. Хотя собственного дома у него в Москве не было. Либо Гоголь часто останавливался в семье горячо любившего его Сергея Тимофеевича Аксакова. Или у своего друга-историка Михаила Петровича Погодина. Там два раза Гоголь праздновал свои именины. Потом у них с Погодиным взгляды на разные вещи разошлись. И дружба закончилась.

Андреассен:

- И тогда он воспользовался приглашением переехать в особняк на Никитском бульваре?

Мишин:

- С конца 30-х годов Гоголь очень много времени проводил в Европе. Он говорил: я бы хотел, если бы была возможность, жить в двух городах – в Москве и в Риме.

Андреассен:

- Москва – третий Рим...

Мишин:

- Да, Тут связь есть. Кроме того, конечно, ему, как человеку, родившемуся гораздо южнее, в Москве хотелось тепла...

Герои «Мертвых душ» будто выходят на тебя из небытия.

Герои «Мертвых душ» будто выходят на тебя из небытия.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Сам же дом на Никитском, о котором мы говорим, имеет давние корни. Екатерина Вторая говорила: «Каждый дворянин в Москве хочет иметь не дом, а маленькое имение». Говорила с раздражением, потому что это не похоже на европейский город. Вот территория, вот главный дом, а вокруг - еще 20-30 строений: людские, конюшни, кузни и так далее. То есть, свое хозяйство. И этот дом, который в конце семнадцатого века принадлежал боярам Салтыковым, таким планировался.

Шло время. Менялись владельцы. Каждый вносил свои изменения. Сначала был первый этаж каменный на погребах, второй деревянный. Все это сгорело, как и бОльшая часть Москвы, в пожаре 1812-го года. Дом заново отстраивался. И в 1847 году его арендует чета. Бывший тверской губернатор Александр Петрович Толстой и его супруга Анна Георгиевна. Говорили, что у супругов исключительно братские отношения. Они были весьма религиозны. И вот на этой религиозной почве Гоголь с ними и сошелся.

Они пригласили его на тех условиях, что ему выделяется три комнаты. Когда мы с вами подходим к аркадам и подъезду этого дома, с правой стороны от входа все окна - гоголевские.

В гостиной Гоголя, кроме картин, - иконы. Писатель был очень набожным.

В гостиной Гоголя, кроме картин, - иконы. Писатель был очень набожным.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Одна из этих комнат - в которой он скончался, - очень темная. Музейщики (а там сейчас находится музей Гоголя) поддерживают, так сказать, атмосферу...

Мишин:

- Да, это комната, в которой жизнь его прервалась. В марте 1852 года при непонятных тогда врачам обстоятельствах. Врачи его лечили, лечили, пытались поставить на ноги. НА самом деле, мучили, я бы сказал. И если попробовать отвечать на вопрос: что же случилось с Николаем Васильевичем, почему он умер, то, наверное, дело не в каком-то заболевании, не медицинском диагнозе. Я вот на своих экскурсиях говорю так: если человек не хочет жить, никакие медицинские приправы и примочки не помогут.

Хозяева особняка жили на втором этаже, по этой лестнице Гоголь поднимался к ним на обеды.

Хозяева особняка жили на втором этаже, по этой лестнице Гоголь поднимался к ним на обеды.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

У Гоголя был духовный кризис. За несколько дней до смерти он сжег второй том «Мертвых душ». Печки этой уже не существует, она была от входа налево. Это не был камин в комнатах Гоголя. Он специально пошел в другое крыло дома. Попросил своего слугу, присланного маменькой из Диканьки, растопить этот камин. Потом ему сказал, удрученный очень сильно, мол, «черт меня ударил под локоть. Я хотел сжечь только немногое, а сжег все».

Андреассен:

- В одной из комнат нынешнего музея Гоголя висят часы. И время там зафиксировано на трех ночи. Считается, что в это время с 11 на 12 февраля 52-го года мир потерял очередной шедевр - Гоголь сжег продолжение «Мертвых душ».

В дупле дерева мы вдруг видим икону. Оказывается, в Диканьке рассказывают легенду о том, как однажды во время грозы молния ударила в дуб, и в его ветвях явился образ Николая Чудотворца.

В дупле дерева мы вдруг видим икону. Оказывается, в Диканьке рассказывают легенду о том, как однажды во время грозы молния ударила в дуб, и в его ветвях явился образ Николая Чудотворца.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Мишин:

- Музей очень интерактивный. Там и запись звука идущего поезда включают - как олицетворение того, что Гоголь много ездил по миру. До Палестины добрался. Был в Иерусалиме, у гроба Господня.

Как известно, в 1931 году, когда в Даниловском монастыре, где Гоголь был похоронен, устроили колонию для несовершеннолетних, которые потом там черепами умерших играли в футбол, решили перезахоронить некоторых, в том числе, Гоголя.

А это умывальник, можете представить.

А это умывальник, можете представить.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Наиболее достойных...

Мишин:

- Да. С точки зрения советской власти. И на тогда уже становившееся полузакрытым Новодевичье кладбище собираются перезахоронить писателя. И тут начинается опять же очень гоголевская история.

Во-первых, оказалось, что то место, где он был похоронен, - не просто могила, а целый склеп с кирпичным сводом. И пока этот свод ломали, наступил вечер. Когда добрались до гроба, то увидели, что скелет лежит в хорошо сохранившемся сюртуке, на остовах ног - сапоги с очень крупным каблуком. Тут надо сказать, что Гоголь был даже по тем временам очень небольшого роста – 159 сантиметров. И, как любой мужчина, хотел казаться выше. И якобы не было черепа - по одной из версий.

Сундук символизирует, что Гоголь много путешествовал. В комнате с сундуком включают звук поезда: вы будто едете куда-то. Вместе с Гоголем?

Сундук символизирует, что Гоголь много путешествовал. В комнате с сундуком включают звук поезда: вы будто едете куда-то. Вместе с Гоголем?

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Стали ходить слухи, что Гоголя похоронили живым. У этой легенды есть некоторое основание. Есть завещание Гоголя, где он пишет прямо: мол, не хороните меня до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Дело в том, что тогда в Европе ходили страшилки. Вскрытия же почти не делалось тогда. И иногда, когда человек впадал в такие вот кататонические тяжелые состояния, когда практически нет никаких проявлений жизни. Иногда на ногах делали надрезы – и у человека текла кровь... Гоголь знал про эти истории.

В последнем зале есть что порассматривать: он целиком посвящен героям произведений Гоголя, но не просто так, а с изюминкой и с мистикой.

В последнем зале есть что порассматривать: он целиком посвящен героям произведений Гоголя, но не просто так, а с изюминкой и с мистикой.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Например, в Англии умерла молодая, только вышедшая замуж за владельца замка красавица. Ее похоронили в семейном склепе. И слуги решили ее ограбить, потому что ее положили с драгоценностями, перстнями. Дня через три пришли, крышку сдвинули, залезли в могилу. Но с пальца все не удавалось снять перстень - и палец отрубили. В это время умершая вскочила и с криками из гроба убежала обратно в замок. Прожила еще 50 лет, родила семь человек детей. Ну, отсутствие пальца не мешает ведь этому. И такие истории Гоголю были известны. Поэтому он и предупреждал насчет своих похорон.

Конечно, это миф насчет погребения заживо. Скульптор Рамазанов, который снимал посмертную маску, говорит, что были признаки разложения - то есть, писатель умер.

А что касается отсутствия черепа, то была вторая легенда. Основатель Бахрушинского музея был, конечно, человеком маниакальным. Все артефакты он хотел прибрать себе. И говорили, что у Бахрушина была коллекция черепов выдающихся деятелей русской литературы, в том числе череп Гоголя, 9 или 10 черепов.

Вот так в последнем зале изобразили Ревизора.

Вот так в последнем зале изобразили Ревизора.

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Андреассен:

- Нашли эту коллекцию?

Мишин:

- Не нашли.

Андреассен:

- Загадкам Бахрушинского музея, видимо, надо посвятить отдельную программу. А пока - выбирайте себе прогулку на сайте «Москвахода», не сидите дома, изучайте таинственную и прекрасную Москву.

А это все портреты писателя, собраны в одном месте. Похож на себя, правда?

А это все портреты писателя, собраны в одном месте. Похож на себя, правда?

Фото: Наталия АНДРЕАССЕН