Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Авто26 апреля 2016 10:50

"Тонкая красная линия" Балаклавы

В канун 160-летнего окончания Восточной войны отправляемся изучать на Land Rover республику Крым
Оказалось, что  Discovery Sport способен скакать по горам. Фото Владимира Гаврилова

Оказалось, что Discovery Sport способен скакать по горам. Фото Владимира Гаврилова

Давно хотели побывать в Крыму. Благо такая возможность появилась, и не с кем-нибудь, а с компанией Land Rover. В исследовании крымской земли принимали участие 6 экипажей на Discovery Sport, среди которых затесались два полноценных Discovery с лебедками и запасными покрышками. По маршруту предполагалось много каменистых участков, грозящих пробоями. И эти машины должны помочь выбраться из западни.

Наша техничка на базе Discovery всегда готова прийти на помощь. Однако за все время экспедиции к ее услугам обращаться не пришлось. Фото Владимира Гаврилова

Наша техничка на базе Discovery всегда готова прийти на помощь. Однако за все время экспедиции к ее услугам обращаться не пришлось. Фото Владимира Гаврилова

Почему выбор экспедиции пал именно на паркетники? Подавляющее большинство владельцев кроссоверов не представляют, по каким кручам способны скакать их железные кони. Discovery Sport хоть и создан для города, но в силу особой породистости вполне готов пройти следом за старшим братом. Поэтому мы и хотели довести машины до пределов возможностей и посмотреть, тонка ли к них кишка. В общем, получилось совсем как у Высоцкого — «парня в горы тяни — рискни!»

Путь наш начался в Севастополе. Естественно, город русской славы ассоциируется с двумя оборонами. Сейчас исполняется 160 лет окончанию Крымской войны, и мы решили заскочить на исторические объекты с ней связанные. А это Малахов курган и Балаклавская бухта.

Береговые батареи северного Севастополя остались непокоренными. Англичане и французы предпочли закончить войну, нежели приступать ко второй части осады.  Фото Владимира Гаврилова

Береговые батареи северного Севастополя остались непокоренными. Англичане и французы предпочли закончить войну, нежели приступать ко второй части осады. Фото Владимира Гаврилова

С Малаховым курганом все понятно, так как туристические маршруты там проложены давно, а вот с Балаклавой гораздо интереснее. Долгое время это был закрытый город. В ее бухте стоял подводный флот. Чужаков сюда не пропускали, а местные попадали домой только по прописке в паспорте. Сейчас ситуация изменилась. Город мы открываем заново, и заехать в это местечко, еще не до конца попорченное цивилизацией, стоит.

Батареи Малахова кургана.  Фото Владимира Гаврилова

Батареи Малахова кургана. Фото Владимира Гаврилова

Вокруг Балаклавы нередко вращалась мировая история. Еще в античную эпоху здесь базировался пиратский флот. Бухта хорошо замаскирована и не видна с моря. В ней удобно укрываться от преследователей, а так же внезапно выходить в море, контролируя его акваторию на всем протяжении. Поэтому Балаклаву облюбовали генуэзцы, где на месте древней готской крепости выстроили серьезные укрепления, защищавшие вход в бухту. Здесь же разместился и весь английский флот во время Крымской компании 1854-56 годов. На два года Балаклава стала главной военно-морской базой Великобритании.

Внешний вид укреплений Малахова кургана. Фото Владимира Гаврилова

Внешний вид укреплений Малахова кургана. Фото Владимира Гаврилова

Восточная война, как ее называют в Великобритании и во Франции повлияла на облик мира и его армий. С нее началось победное шествие моторов, артиллерия нарастила калибры, изобретены хитроумные прицелы, в войска поступили дальнобойные нарезные винтовки. Тактика и стратегия отражали уже реалии современной войны.

Там за скалами скрыт Севастополь.  Фото Владимира Гаврилова

Там за скалами скрыт Севастополь. Фото Владимира Гаврилова

Но главное, в гражданскую жизнь ворвались привычные ныне вещи, такие как армейские консервы в металлических банках или шипучий лимонад «Швепс», который ящиками везли в армию офицеры, спасаясь им от холеры. В экипировку вошла закрытая шапка-подшлемник для кавалерии, и был изобретен подводный скафандр, использующийся с малыми усовершенствованиями до сих пор. Водолазы намеревались расчистить проход в севастопольскую бухту от затопленных русских кораблей. Семимильными шагами распространялась и связь. Союзники проложили по дну Черного моря телеграфный кабель для связи с генеральным штабом Великобритании. Балаклава, как тогда метко подметили журналисты, превратилась в предместье Ливерпуля. В те времена связь и быстроходные пароходы казались вершиной технической мысли.

Пушки были сняты с затопленных в бухте кораблей и отличались отменной дальнобойностью. Фото Владимира Гаврилова

Пушки были сняты с затопленных в бухте кораблей и отличались отменной дальнобойностью. Фото Владимира Гаврилова

На английском Land Rover мы поднялись на высоты над Балаклавой. Discovery Sport послушно рыл сухую землю колесами. Конечно, это не прославленный «Диско». У него нет понижающей раздатки. Однако блок управления внедорожными режимами позволяет поиграть с настройками. С динамичной функцией драйверы обычно гоняют по асфальту на горных серпантинах. «Снег и гравий» лучше использовать только на скользкой дороге, а вот кнопочка «Грязь-Колея» подходит для пыльного лета. Если ткнуть в нее пальцем, педаль газа теряет чувствительность, ватнеет и откликается на подшпоривания с запозданием. Это хорошо, потому как для взбирания по кручам торопливость ни к чему. Наш Discovery Sport вполне прилично раскидывал пыль по окрестным грунтовкам и забрался-таки к старой разрушенной артиллерийской батарее, закрывавшей некогда гавань от неприятеля. Поставлена она акурат над генуэзской крепостью. Во время высадки английского десанта в старой крепости засел греческий батальон. Они числились на русской службе со времен освобождения греческих островов и первыми встретили огнем противника. Греки держались пока не закончился боезапас. Потеряв треть людей от огня артиллерии, они сдались англичанам.

Крепости на скалах защищали вход в бухту.  Фото Владимира Гаврилова

Крепости на скалах защищали вход в бухту. Фото Владимира Гаврилова

Благодаря Discovery Sport, мы полюбовались обширным видом на Балаклаву и на ее бухту. Небольшие домики разбросаны по окружающим склонам, горный комбинат спускает тучи пыли, а внизу сгрудились у пирсов яхты состоятельных гостей и корабли береговой охраны. На обширном пространстве за городом видно поле битвы, где под огнем русских батарей погибла британская легкая кавалерия лорда Кардигана. В бригаде служили представители высшей английской аристократии и гибель этих храбрецов навеки покрыла славой английскую армию. Славой не меньшей, чем у защитников Малахова кургана. В тот же день прославился и 93-й шотландский полк выстоявший под ударами русской кавалерии, родив в английской культуре выражение «Тонкая красная линия». Цепь солдат в красных мундирах чудом сумела отразить атаки генерала Рыжова и защитить от разгрома лагерь в Балаклаве.

Балаклавская бухта заставлена судами. Фото Владимира Гаврилова

Балаклавская бухта заставлена судами. Фото Владимира Гаврилова

В марте 1856 года, после подписания парижского мира англичане передали базу в Балаклаве русским. Война, окончившаяся практически в ничью, слишком сильно измотала воюющие державы. Союзники покидали Крым с тяжелым сердцем, чтобы уже никогда не быть прямыми противниками России. Севастополь стал городом русской славы, а Балаклава - славы британской.

С помощью таких осадных пушек союзники обстреливали Севастополь.  Фото Владимира Гаврилова

С помощью таких осадных пушек союзники обстреливали Севастополь. Фото Владимира Гаврилова

Началось активное развитие города. В Советские годы он превратился в сверхсекретный военный объект. Рядом с пирсами в горе зияет дыра, словно вход в гигантскую пещеру. Это и есть бывшая подземная база подводных лодок, пронизывающая скалу насквозь. Но об этом в следующий раз.

Полноприводные Land Rover рождены для смелых вылазок.  Фото Владимира Гаврилова

Полноприводные Land Rover рождены для смелых вылазок. Фото Владимира Гаврилова