Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics
Общество29 мая 2016 13:15

Роковые яйца Фаберже

Международный рынок роскоши наводнен подделками под изделия «драгоценной» фамилии
В Петербурге находится самая крупная коллекция работ фирмы Фаберже. Фото: предоставлено Музеем Фаберже.

В Петербурге находится самая крупная коллекция работ фирмы Фаберже. Фото: предоставлено Музеем Фаберже.

Кто-то надувает щеки, звоня по айфону за девять тысяч рублей, слепленному на коленке в подпольном цехе Юго-Восточной Азии. Кто побогаче, хвастают фейковыми сумочками Prada из Турции и дешевыми репликами часов Breguet из Китая. Ну а финансовые тяжеловесы мерятся друг с другом побрякушками от Фаберже.

Правда, многие из толстосумов не в курсе, что их раритеты весьма далеки от шедевров великой династии. А владеют они тем, что эксперт-ювелир Гез фон Габсбург остроумно назвал Фальшберже.

В 170-й день рождения Карла Густововича Фаберже - главного ювелира Его Императорского Величества, мы попробуем вспомнить, с чего начался бум подделок культового бренда.

СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ

Старшее поколение хорошо помнит культовый советский сериал «Следствие ведут знатоки». В 1979-м телевидение показало серию «Подпасок с огурцом». Зрителей аккуратно знакомили с закрытым миром коллекционеров произведений искусства.

Есть в этом фильме весьма любопытный эпизод. Некий субъект приносит даме-искусствоведу серебряную безделушку: изящную рыбку-пепельницу. Женщина видит на подставке клеймо прославленной фирмы Фаберже, ахает от удивления и восхищения и в итоге покупает рыбку. Спустя некоторое время парень, которого блестяще сыграл Николай Караченцов, является к той же богине искусствоведения с серебряным сувениром. Однако заветного клейма на нем нет, и дама убеждает гостя, что этот предмет далек от совершенства…

«Подпасок с огурцом» снят на основе материалов реального уголовного дела. Причем некоторые его фигуранты, связанные с подпольным антикварным бизнесом, продолжили заниматься любимым делом и в новой России.

В 1965 году на невских берегах объявился девятнадцатилетний Миша Монастырский - в будущем один из лидеров «тамбовской» преступной группировки. Молодой человек поступил на работу в Эрмитаж, параллельно занимаясь операциями на антикварном рынке. Стал, говоря языком того времени, цеховиком.

В середине семидесятых, привлекая талантливых ювелиров, художников, камнерезов, многие из которых работали на знаменитом предприятии «Русские самоцветы», создал подпольное производство, занимающееся подделками изделий Фаберже. Вещицы находили во время досмотра у покидающих СССР иностранцев. Компетентные органы быстро вышли на продавцов. Монастырскому грозила исключительная мера наказания, поэтому он был вынужден признаться на следствии, что сбывал не похищенные музейные экспонаты, а подделки. И получил всего семь лет лишения свободы, из которых отсидел пять.

АНТИКВАРНЫЙ ЦЕХОВИК

- Монастырский не разбирался ни в ювелирном деле, ни в искусстве, - рассказал корреспонденту «Комсомолки» известный писатель, директор «Агентства журналистских расследований» Андрей Константинов. - Но обладал крепкой коммерческой хваткой, сумев в советских условиях организовать подпольный бизнес, включавший сбыт готовой продукции. При этом нещадно эксплуатировал работавших на него людей.

Любопытный факт. Некоторые из конфискованных изделий передали тогда в Эрмитаж. По странному стечению обстоятельств они оказались в числе экспонатов, пропажу которых обнаружили в 2006-м.

В начале девяностых годов Монастырский считался одним из самых богатых антикваров Петербурга. В 1995-м стал депутатом Государственной думы по спискам ЛДПР. А в апреле 2007-го, при невыясненных полностью обстоятельствах, погиб вблизи французского города Лиона.

Даже наличие клейма не гарантирует подлинность. Фото: auction-ruseasons.ru

Даже наличие клейма не гарантирует подлинность. Фото: auction-ruseasons.ru

ОХОТА НА КОПИИ

- Произведения ювелирного искусства подделывать сложнее, чем, например, картины, - уверена искусствовед Ирина Руднева. - Здесь мало овладеть стилем, нужно соблюдать все тонкости производства, которые мало кому доступны. Но и изобличать подделки такого рода очень трудно.

Возникает вопрос: каким образом к Монастырскому, другим умельцам, имена которых не стали известны общественности, попали клейма Фаберже?

- После революции мастерские фирмы были закрыты, - говорит член Союза писателей России Ирина Измайлова. - Некоторые из участвовавших в «экспроприации» чекистов понимали, как ценности оказались в их руках, и часть предметов оставляли у себя. С тем, чтобы впоследствии их продать. Клейма тогда никому особенно не были нужны. Их брали на всякий случай: мало ли пригодятся. И действительно, пригодились! После того как возник спрос на произведения Фаберже.

СПРАВКА «КП»

Карл ФАБЕРЖЕ родился 30 мая (по новому стилю) 1846 года в Петербурге в семье ювелира, по происхождению российский немец. В возрасте 24 лет взял в свои руки ювелирную фирму отца. В 1882-м на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III. Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В сентябре 1918-го, опасаясь ареста, уехал из Петрограда в Латвию, а затем в Германию. Скончался в Швейцарии 24 сентября 1924 года.

Глава фирмы получил звание «ювелира Его Императорского Величества». Фото: предоставлено Музеем Фаберже.

Глава фирмы получил звание «ювелира Его Императорского Величества». Фото: предоставлено Музеем Фаберже.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Больше 100 000 000 долларов заплатил в 2004 году семье Форбс российский миллиардер Виктор Вексельберг за коллекцию, состоящую из девяти яиц Фаберже.

В 2013-м в Петербурге был открыт Музей Фаберже, основу собрания которого составляет коллекция Форбса. Музей постоянно пополняется изделиями: сегодня он обладает самым крупным в мире собранием работ фирмы Фаберже. В центре собрания - девять яиц императорской пасхальной серии, в том числе первое и последнее.

ЛЮБОПЫТНО

Бренд Фаберже не принадлежит потомкам знаменитой фамилии. В 1937 году они продали его американцу Сэмюэлу Рубину. Предприимчивый Рубин выпускал под известной торговой маркой самые разные товары - парфюмерию, одежду и даже снимал фильмы. А в 2009-м появился ювелирный дом Faberge, которым владеет гражданин ЮАР Брайн Гилбертсон.

Как отличить подлинник от подделки.

Как отличить подлинник от подделки.

КОНКРЕТНО

Как отличить Фаберже от Фальшберже

- Практически все изделия Фаберже имели фирменное клеймо. Исключение - мелкие предметы, на которых попросту не хватало места для оттиска. Также не клеймили украшения из платины. В этих случаях подлинность предмета подтверждал фирменный футляр. Впрочем, не стоит забывать, что многие оригинальные клейма после Октябрьской революции ушли за границу. Поэтому наличие фирменного знака - не гарантия подлинности.

- Мастера Фаберже применяли сплавы, содержащие практически чистое серебро без примесей. Поэтому их изделия были тяжелыми.

- Большинство изделий фирмы - штучный товар. Например, человеческие фигуры из камня или цветочные композиции если и копировались, то в другой цветовой гамме. Поэтому если на продажу выставлена точная копия драгоценной поделки, которая хранится в частной коллекции или музее, - это повод задуматься.

- Немало подделок было сделано в первой половине XX века в США. Тамошние умельцы увлекались и ставили очень много императорской и российской государственной символики на изделия и футляры. На оригинальных предметах от Фаберже их гораздо меньше.

- Нередко другие антикварные изделия выдают за продукцию от Фаберже. В этом случае оригинальное клеймо малоизвестной фирмы затиралось, а сверху ставили знак российских ювелиров.

- Иногда определить подлинность помогает инвентарный номер. Его ювелиры Фаберже ставили на изделия, которые реализовывались через магазины. Он соответствует конкретному году, когда драгоценность была создана.

- В любом случае только опытные эксперты, которые уже работали с оригинальными изделиями от Фаберже, смогут точно определить подлинность предмета. Лучше всего обращаться к специалистам государственных музеев, каких как Третьяковка, Русский музей, Эрмитаж.