Премия Рунета-2020
Ижевск
-1°
Boom metrics
Общество9 июня 2016 6:55

Кок Витька «Пулемет» из Ижевска: «Экипаж загнал Чилингарова в угол. Все хотели на Северный полюс»

9 июня 1987 года атомный ледокол «Сибирь» подошел к льдине, чтобы выгрузить оборудование
Станислав ФЕДОТОВ
Кок Витька «Пулемет» из Ижевска: «Экипаж загнал Чилингарова в угол. Все хотели на Северный полюс»

Кок Витька «Пулемет» из Ижевска: «Экипаж загнал Чилингарова в угол. Все хотели на Северный полюс»

Фото: Дмитрий КОЩЕЕВ

9 июня 1987 года экспедиция атомного ледокола «Сибирь» подошла к льдине, чтобы выгрузить оборудование - начался четвертый, заключительный этап путешествия, которое стартовало 25 мая в 15 ч 59 мин. В истории арктиче­ского мореплавания ледокол «Сибирь» - это второе надво­дное судно, которое достигло верши­ны планеты. И первое, которое смогло это сделать в такое время года. Руково­дил экспедицией Герой Советского Со­юза Артур Чилингаров. На борту атом­ного ледокола в тот момент находил­ся ижевчанин - кок Виктор Яговкин. В первые же дни морской истории он получил прозвище «Витька-Пулемет».

Повар по объявлению, романтик по призванию

- Виктор Николаевич, понятно, что по шаблону мужчины - лучшие повара. По Вам не скажешь, что Вас с детства тянуло к кулинарии.

- Нет, конечно. Я учился в Монтажном техникуме на сантехника. Учился так себе. Меня больше интересовали фут­бол и хоккей. За неуспеваемость меня и выгнали. А потом случайно наткнул­ся на объявление в газете: «Требуется ученик повара». Так я в этом ремесле и оказался. Некоторые говорят: «При­звание». Это не про меня. Я по объявле­нию. У меня вообще в жизни всегда все случайно. Потом началась учеба. Два дня на парах, остальные работал. Сна­чала в столовой, следом перешел в ре­сторан «Кама». Призвали в армию. Слу­жил тоже поваром. В Германии.

Почему "Пулемет"? Потому что никому не давал слова сказать!

Почему "Пулемет"? Потому что никому не давал слова сказать!

- Как оказались в Мурманске?

- В 74-м году я демобилизовался из армии. Вернулся в Ижевск. Устроился в кафе «Бригантина» поваром. Там позна­комился с первой любовью. Она замом по производству работала. Татарочка, черная, жгучая. Дошло до загса, по­дали даже заявление. У меня мама бы­ла категорически против нашего бра­ка. В итоге поругались очень сильно с невестой. Как раз в этот момент дру­зья мне предложили ехать с ними в Мур­манск. Они-то продуманно за деньгами ехали, а я прилип как тот Филипп. Мы с невестой помирились. Я ее хотел с со­бой забрать, но девки (подруги) не от­пустили. Так и оказался в Мурманске. Причем мысль о заработке в моей го­лове даже не возникала. Я хотел ро­мантики. Вот и получил.

Полезно-болтливый

- Ну а дальше была «Сибирь»...

- До «Сибири» еще много чего было. Женился. Весь континент объездил на рыбацком судне: Аргентина, Панама, Чили, Перу, Дакар, Швеция, Германия. За шесть с половиной лет восемь раз обогнул экватор. Возвращался на бе­рег. В кафе. Как-то мой свидетель на свадьбе (второй уже) позвал меня на ледокол. Он инженером-ремонтником работал. Собирался в Арктику и уже знал, как я готовлю. Интерес у него свой был. Меня проверили, взяли в па­роходство на атомную группу. Сначала на пароходе «Имандра» ходил. В дека­бре на «Сибири» заболел повар. Поре­зал руку, а куда без нее. Перевели ме­ня. Причем туда не тянуло. «Сибирь» ходила направо - то есть по Союзу. А я ходил налево - за границу. Там и ва­люта, и оклады побольше.

Виктор попал на «Сибирь» случайно. Она ходила по Союзу. А наш герой привык ездить за границу: там и валюта, и оклады побольше.

Виктор попал на «Сибирь» случайно. Она ходила по Союзу. А наш герой привык ездить за границу: там и валюта, и оклады побольше.

- А прозвище «Пулемет» там по­явилось?

- Да. Была у нас стенгазета. И вот авторы как-то поизгалялись. Приклеи­ли мою фотографию, рядом - пулемет. А я как будто стреляю. Смысл поня­тен: «Как заткнуть Вите рот?» (смеет­ся). Так и было на самом деле. Я ни­кому не давал слова сказать. Говорил, говорил, говорил. Мне без разницы, кто передо мной. Хоть капитан, хоть кто. Уважали все.

Бунт на корабле

- «Сибирь» была элитой?

- Элитой считалась «Арктика» (первое судно, достигшее Северного полюса в 1977 году), пока мы не пошли на Се­верный полюс. Они шли по чистой во­де в августе. А мы через льды пробирались. Нас направляли космические спутники. Мы ведь на полюс не соби­рались. У нас высокоширотная экспе­диция. Шли выручать людей - эвакуиро­вали сотрудников дрейфующей станции (СП-27). Льдина кололась, а они могли утонуть. Выходили экстренно из Мур­манска. Это потом экипаж выстрадал эту возможность. Представь, быть в трех шагах от полюса и не дой­ти до него.

- А подробнее...

- Все вышло экспромтом. Мы эвакуи­ровали людей. Пошли высаживать дру­гих ученых на соседнюю станцию. До полюса чуть более 200 миль. Задания такого не было. Чилингаров с поли­тиками и фотокорреспондентами не­сколько раз слетал до него на верто­лете (экспедиция была укомплектована специальной группой и техникой). А эки­паж все это время сидит на месте. На­учный сотрудник Проворкин, расшифро­вывая снимки со спутника, нашел речку, по которой можно было пройти. Никто никому о полюсе-то и не говорил. Ну, летает и летает. Это потом корреспон­денты проболтались. Тогда народ начал давить: 300 человек на судне, из них 15 летало на полюс. Они - герои, ком­мунисты, а все остальные - так. Про­воркин показал проход. Тогда Чилинга­ров взял на себя ответственность. И мы пошли. Все. За двое суток добрались.

- Какой он, Северный полюс? Уже чувствовали себя покорителями?

- О-о-о-о. Там общая эйфория была. Знаешь, когда идет дождь и бьет мол­ния бешеным зарядом. Вот такая су­масшедшая энергетика вокруг стояла. Все сразу стали братьями. Все вместе. Полюс? Он теплый. 25 градусов - это ерунда. Мы и ниже видели. Мне повез­ло. Как раз смена не моя была. Поэто­му я участвовал. Если б смена, не вы­шел бы с судна. Установили флагшток, закрепили флаг Союза. Поиграли в фут­бол. Для разгрузки и на ледоколе ча­сто в него играли. Карту нарисовали, росписи поставили. Все были пьяны от любви к Родине.

Экспедицией на Северный полюс руководил сам Герой Советского Союза Артур Чилингаров

Экспедицией на Северный полюс руководил сам Герой Советского Союза Артур Чилингаров

Благо дарили

- Что было потом?

- На обратном пути организовали кон­церт. Ну, там уже все другое было. Это не та эйфория. Около 40 дней длилась экспедиция. В Мурманске нас встреча­ли как героев. Покорители полюса. При­чем дата возвращения, скорее всего, не случайно, совпала с 50-летием Октября. Меня потом в следующую экспедицию звали. Так и говорили: «С тобой инте­ресно, ты не киснешь». Но жена не от­пустила. Сказала: «Что ты будешь как цыган на льдине кочевать».

- Награды-то были?

- Были. Ребятам дали. Штук 15, на­верное. А мне? У меня низшего уровня награда была. Благо дарят. Благодар­ность. Считай, вечная. А она мне поз­же дала ветерана труда.

В 1994 году Виктор Яговкин вернул­ся в Ижевск. До 2010 работал поваром. Вышел на пенсию. Бывший работода­тель до сих пор приглашает его принять участие в различных выставках. Комму­никабельный повар - лучший пиарщик компании. Официально Виктор Никола­евич трудится охранником в автосало­не. И до сих пор считает, что человек должен быть пьян от любви к Родине.